Технология — аннотации к рабочим программам (10-11 класс)

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы  «Основы технологической культуры 10-11 класс». В.Д. Симоненко «Технология 10 — 11 класс» /под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Издательский центр Вентана-Граф

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. Технология. 10-11 классы: базовый уровень. М.: Издательский центр Вентана-Граф

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

10 класс – 1час в неделю, 34 часа в год.

ЦЕЛИ:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;
  • научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности;
  • способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

ЗАДАЧИ:

  • ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
  • приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
  • обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
  • овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;
  • защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;
  • работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
  • формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
  • ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;
  • развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения, практических задач;
  • подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах.
  • Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
  • Осознание ответственности за качество результатов труда.
  • Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
  • Овладение алгоритмами и методами решения творческих задач.
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
  • Формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
  • Комбинирование известных алгоритмов технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
  • Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
  • Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ.
  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость.
  • Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
  • Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
  • Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемых в обслуживающем труде;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В результате изучения технологии ученик должен

знать/понимать:

  • отрасли современного производства и сферы услуг;
  • ведущие предприятия региона;
  • творческие методы решения технологических задач;
  • назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
  • основные функции менеджмента на предприятии;
  • основные формы оплаты труда;
  • порядок найма и увольнения с работы;
  • содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
  • устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
  • источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
  • пути получения профессионального образования и трудоустройства.

уметь:

  • находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
  • распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
  • решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
  • планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения  активности  процесса и результатов своего труда;
  • поиска и применения различных источников информации;
  • соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
  • составления резюме при трудоустройстве.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

  • Влияние технологий на общественное развитие – 2 ч
  • Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы – 3 ч
  • Технологическая культура и культура труда – 2 ч
  • Производство и окружающая среда – 4 ч
  • Рынок потребительских товаров и услуг – 4 ч
  • Проектирование в профессиональной деятельности – 4 ч
  • Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда – 4 ч
  • Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация – 2 ч
  • Введение в психологию творческой деятельности – 2 ч
  • Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений  -4 ч
  • Анализ результатов проектной деятельности- 2 ч
  • Презентация результатов проектной деятельности – 1 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Преобладающие формы контроля:

  • устные и письменные ответы на вопросы и задания к параграфам учебника;
  • фронтальная беседа;
  • письменные ответы на задания тестового типа;
  • выполнение практических работ;
  • творческие и конкурсные работы;
  • уроки обобщающего повторения.