ПМОФ 2022

25 марта 2022 года в рамках XII Петербургского международного образовательного форума в ГБОУ школе № 683 состоялся семинар  «Наставничество в образовании: лучшие практики (из опыта работы ГБОУ школы № 683 Приморского района Санкт-Петербурга)»

Целью семинара являлось выявление и распространение опыта лучших практик наставничества.
Дискуссионные площадки прошли по 3 направлениям:

  1. Педагогический менторинг: о наставничестве в педагогической деятельности;
  2. Конструктор системы наставничества: Ученик – Ученик, Работодатель – Ученик;
  3. Корпоративное наставничество: практики школы для успешной адаптации молодых специалистов на рабочем месте и в коллективе.

Своими взглядами на перспективы развития наставничества в образовательном учреждении поделилась директор школы Дедина Светлана Анатольевна. В своем докладе она отметила, что наставничество рассматривается как ключевая стратегия развития образовательной организации. Начиная с 1 октября 2021 года, проведена определенная работа по внедрению целевой модели наставничества: назначен куратор проектной группы, утвержден состав проектной группы, в состав которой введены специалисты (социальный педагог, педагог-организатор). Разработаны нормативные документы: Положение о наставничестве, целевая Модель наставничества, Программа наставничества, Дорожная карта на 2021-2022 год. Сформированы наставнические группы: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «работодатель – ученик», нацеленные на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы, «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование», во взаимодействии с учреждениями культуры и науки, организациями-партнерами – участниками сетевого взаимодействия, общественными объединениями, имеющими своей целью решение задач патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи.

Князева Татьяна Борисовна, к.п.н., доцент кафедры управления и профессионального образования, заведующий сектором сопровождения инновационных проектов и НПК ГАОУ ДПО ЛОИРО, федеральный эксперт МТА представила профессии будущего: майнд-фитнес тренер, ментор образования, учитель-практик, игромастер, разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения. Наставничество как педагогическая позиция новой системы разделения труда в образовании рассматривается с разных позиций: наставничество как «кадровая технология, обеспечивающая передачу знаний, навыков и установок», как «образовательный процесс на рабочем месте», как система адаптации и профессионального развития молодых педагогов, как «часть корпоративной культуры организации, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели поведения», как хранитель знаний и ключевой механизм инновационного процесса в организации. В современной системе образования модель наставничества «Учитель-учитель» представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Проекториумы прошли по 3 направлениям:

1.Педагогический менторинг: эффективные инструменты и технологии наставничества в образовательном учреждении.

Мы говорили только о тех показателях, которые можно измерить, на которые можно повлиять: изменить или развить. Педагоги ГБОУ школы 683 представили те инструменты, которые проверили на практике при выявлении профдефицитов и выбора курсовой подготовки, познакомили участников с технологиями интерактивного тестирования, спайдер-диаграммами и инструментами самодиагностики педагогов.  

В рамках педагогического менторинга выступили:

  1. «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших педагогов» — Бондаренко О.В., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов.
  2. «Проектная деятельность как эффективный способ реализации наставничеств»-  Смирнова Г.П., учитель биологии.
  3. «Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся»- Бородатая Н.А., заместитель директора по ВР.
  4. «Наставничество в аспекте профессиональной ориентации-Берсенева Н.В., к.п.н., педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮ Приморского района Санкт-Петербурга.
  5. «Наставничество в воспитании – траектория развития творческой личности»- Нестерова С.Л.,  заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, Журавлева М.П., учитель русского языка и литературы, педагог-организатор.

2. Проекториум Конструктор системы наставничества: Ученик – Ученик, Работодатель – Ученик

Как помочь ребёнку найти собственное «Я», принять себя и продолжать совершенствоваться? Создать особую атмосферу сотрудничества и сотворчества. Сюжетно-ролевые игры носят коллективный характер, позволяют выполнять разные социальные роли, дают возможность организовывать свою деятельность и влиять на поступки других, устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты. Здесь мы наблюдаем наставничество в формате ученик – ученик, но в двух направлениях:

  1. Дети одного возраста в рамках одного коллектива взаимодействуют друг с другом – формируется навык умение общаться друг с другом
  2.  Дети старшего и младшего возраста взаимодействуют – происходит обмен опытом.

Участникам предложили обсудить такие вопросы, как: формирование социальной активности старшеклассников через передачу опыта ученик-ученик, детское наставничество как путь формирования проектного мышления, современные формы наставничества и шефства как способ коллективного взаимодействия ученик-ученик.

Технологии социального проектирования рассматривались как проблема вовлечения подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта при использовании в деятельности детского объединения и как возможность формирования лидерских качеств через общешкольную дидактическую игру «Будь готов!», используя модель «горизонтально-вертикального» взаимодействия.

Опыт формирования лидерских качеств у подростков в процессе организации деятельности детских объединений коллеги (Баркалова В.А., учитель математики, Антонова И.В., учитель русского языка и литературы, Персидская Л.В., учитель английского языка, Иванов В.М., педагог — организатор, заведующий музеем, Протопопова О.М., методист, музейный педагог) представили на мастер-классе «Поколений связующая нить».

3. Проекториум Корпоративное наставничество: практики школы для успешной адаптации молодых специалистов на рабочем месте и в коллективе.

Коллектив педагогов-разработчиков (Григорьева О.А., учитель географии, Латышева К.А., учитель английского языка, Тюшева А.Н., учитель физики, Тихонов Э.А., учитель истории, обществознания, Козлова И.П., учитель английского языка) познакомил гостей семинара с уникальной цифровой образовательной платформой «СОВА». Этот контент — ответ на запрос времени – создание образовательной платформы, с помощью которой можно проводить обучение в рамках цифровых технологий. Образовательная платформа стала одной из практик корпоративного наставничества в форме «учитель – учитель». 

Использование онлайн-платформы помогает определить траекторию индивидуального маршрута для профессионального развития учителя. Об этой практике нашей школы рассказала Горинова И.Н., заместитель директора по УВР, учитель информатики.

Участникам семинара тоже было предложено развить в себе цифровые компетенции на примере видеоскрайбинга с использованием онлайн сервиса PowToon, познакомиться с практикой использования чат-ботов.

В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов мы рассказали о практиках формирования hard & soft skills и кросс-контекстных навыков, таких как социальный интеллект, способность мыслить нестандартно и понимать смыслы, строить индивидуальные и групповые траектории для обучающихся. Конструктор наставничества помог нам подключить к процессу методистов, родителей, выпускников, внешних наставников, психологов, учителей-предметников, педагогов-организаторов.

Семинар имел ярко выраженную практическую направленность, все участники смогли самостоятельно попробовать  многие технологии, о которых рассказывали докладчики.

Всего приняли участие в семинаре 91 человек.

Программа семинара

Доклад Зайцевой К.С. , заведующей центром развития наставничества СПб АППО, «Внедрение и реализация технологии наставничества в образовательных организациях Санкт-Петербурга»
Доклад Миюсова В.А., специалиста по учебно-методической работе центра развития наставничества СПб АППО, «Технология наставничества в логике неформального образования»

Фотоотчет

Отзывы слушателей семинара