Окружающий мир — аннотация к рабочим программам УМК «Школа 2100″

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, авторской учебной программы  Окружающий мир образовательной системы «Школа 2100» / Т А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина —  М.: Баласс, 2011.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

4 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. М.: Баласс

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

4 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.

ЦЕЛИ:

Цель курса окружающего мира в формировании целостной картины мира и в осознании места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

ЗАДАЧИ:

  • социализация обучающихся;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять;
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурно-исторического наследия.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения).
  • Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел.
  • Объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых.
  • Объяснять, в чём главное отличие человека от животных.
  • Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
  • Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
  • Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера.
  • Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.
  • Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  • Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
  • Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

СОДЕРЖАНИЕ:

4 класс

Часть 1. Человек и природа

  • Как работает организм человека – 17 ч
  • Рукотворная природа – 17 ч

Часть 2. Человек и человечество

  • Человек и его внутренний мир – 6 ч
  • Человек в мире людей – 6 ч
  • Человек и прошлое человечества – 8 ч
  • Человек и многоликое человечество – 5 ч
  • Человек и единое человечество – 9 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Для контроля знаний и умений используются:
    фронтальный опрос;
    индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение);
    письменная проверка знаний; 
    итоговый тест, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
  • Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по предмету «Окружающий мир».
  • С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов учащихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты:

1. Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки учащихся. Примеры проверочных заданий  и возможные структуры проверочных работ в разработках УМК «Школа 2100» по предмету «Окружающий мир».
2. Промежуточная аттестация (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов. Контрольные работы по окружающему миру. ОС «Школа 2100»

  • При проведении внутренней оценки используются следующие методы:

- субъективные: (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), проводимые педагогом;
 -объективные методы оценивания: анализ письменных и устных ответов учащихся или тестов;
- интегральная оценка: портфолио, выставки, презентации;
- наблюдение и самооценка обучающихся