Литературное чтение — аннотация к рабочим программам УМК «Школа 2100»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, авторской учебной программы  Литературное чтение образовательной системы «Школа 2100» / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.  —  М.: Баласс, 2015.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 4 класс Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4 класс.  В 2-х частях. М.: Баласс

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  •  4 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год.

ЦЕЛИ:

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения. Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

ЗАДАЧИ:

  • формирование техники чтения   и    приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей  к   литературе  как искусству   слова,  к   пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико — литературными понятиями.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
  • Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
  • Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
  • Любовь и уважение  к  Отечеству, его языку, культуре, истории.
  • Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
  • Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;  потребность в чтении.
  • Наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
  • Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Самостоятельно формулировать тему и цели   урока.
  • Составлять план решения  учебной проблемы совместно с учителем.
  • Работать   по плану, сверяя свои действия с целью,   корректировать свою деятельность.
  • В  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки  и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими  критериями.
  • Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
  • Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
  • Пользоваться словарями, справочниками.
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить рассуждения.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
  • Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
  • Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения.
  • Самостоятельно находить ключевые слова.
  • Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, вопросы автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
    Формулировать основную мысль текста.
  • Составлять  простой  и сложный план текста.
  • Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой.
  • Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к  героям,   понимать  и определять  свои  эмоции.
  • Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.
  • Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.
  • Самостоятельно давать характеристику героя  (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение  автора к герою; собственное отношение к герою).
  • Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.
  • Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам.
  • Видеть языковые средства, использованные автором.

СОДЕРЖАНИЕ:

4  класс

  • Любимые книги – 8 ч
  • У истоков детской литературы – 16 ч
  • XIX век. Путешествие продолжается – 30 ч
  • Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями – 48 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Виды контроля освоения учащимися содержания:
        текущий контроль: наблюдение, устный опрос, беседа;
        промежуточный контроль: работа с текстом, тестирование;
        итоговый контроль: проверка техники чтения;
  • Текущий контроль за достижениями обучающихся по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть.
  • Возможны письменные работы – небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.
  • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
  • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
  • Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами).
  • Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
  • Формы контроля: беседа; устный опрос; ответы на вопросы;  составление рассказа,  составление плана произведения,  пересказ текста по плану, картинке; написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану; выразительное чтение по ролям; заучивание наизусть; самостоятельное чтение; работа над сочинением (устное и письменное); работа над описанием произведения живописи, написание теста, контрольной работы.