Литература — аннотация к рабочим программам (5-9класс)

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  по  литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Полухина В.П., Коровина В.Я. Журавлев В.П. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение    
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
  • 6 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
  • 7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 8 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в  год
  • 9 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

 ЦЕЛИ:

  • формирование  духовно  развитой  личности,  обладающей   гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством  патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных  произведений  отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся  на  принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая  Интернет);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ЗАДАЧИ:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
    овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • овладение способами устного пересказа (подробному,   выборочному,   сжатому,     от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
    свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  • способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Программы обеспечивают достижение выпускниками осовной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических   и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности  и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных    интересов.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных  чувств  и  нравственного  поведения,  осознанного  и ответственного  отношения  к  собственным поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой  и  других  видов деятельности.
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей   среде.
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной  жизни,  уважительное  и  заботливое  отношение  к  членам  своей семьи.
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных   задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и  требований,  корректировать  свои  действия  в  соответствии  с  изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания и
    критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать     выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с  учителем  и  сверстниками;  работать  индивидуально  и  в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать  и  отстаивать  своё мнение.
  • Умение осознанно  использовать  речевые  средства  в  соответствии с  задачей  коммуникации,   для   выражения   своих   чувств,   мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной    литературы.
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного    звучания.
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного  или  нескольких произведений.
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,  понимание  их  роли  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями  других народов.
  • Формулирование собственного отношения к произведениям литературы,  их оценка;
    собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимание авторской  позиции  и  своё  отношение  к  ней;
  • Восприятие  на  слух  литературных  произведений  разных  жанров, осмысленное чтение и адекватное   восприятие.
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать  на  вопросы  по  прослушанному  или  прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование  эстетического вкуса.
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных  образов  литературных произведений.

 СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

  • Введение – 1 ч
  • Устное народное творчество – 10 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Из русской литературы XVIII века – 2 ч
  • Из русской литературы XIX века – 41 ч
  • Из русской литературы XX века – 24 ч
  • Писатели и поэты XX века о Родине и родной природе – 5 ч
  • Из зарубежной литературы – 15 ч
  • Повторение – 2 ч

 6 класс

  • Введение – 1 ч
  • Устное народное творчество – 4 ч
  • Из древнерусской литературы – 1 ч
  • Из литература XVIIIвека. И.И. Дмитриев – 1 ч
  • Из русской литературы XIX века – 49 ч
  • Из русской литературы XX века – 26 ч
  • Из литературы народов России – 2 ч
  • Из зарубежной литературы — 18 ч

7 класс

  • Ведение-1 час
  • Устное народное творчество – 6 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Из литературы 18 века – 2 ч
  • Из литературы 19 века – 32 ч
  • Из литературы 20 века – 19 ч
  • Из зарубежной литературы – 5 ч
  • Повторение – 1 ч

 8 класс

  • Русская литература и история – 1 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Устное народное творчество – 2 ч
  • Из литературы XVIII века – 3 ч
  • Из литературы XIX века – 33 ч
  • Из литературы XX века – 20 ч
  • Из зарубежной литературы – 6 ч
  • Повторение- 1 ч

 9 класс

  • Введение – 1 ч
  • Из древнерусской литературы – 7 ч
  • Из русской литературы ХVIII века – 9 ч
  • Из русской литературы I половины ХIХ века – 43 ч
  • Из русской литературы второй половины ХIХ века – 6 ч
  • Из русской литературы ХХ века. Проза – 9 ч
  • Из русской литературы ХХ века. Поэзия- 18 ч
  • Из зарубежной литературы – 6 ч
  • Итоговое повторение и закрепление изученного за курс 9 класса- 3 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
  • Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика),  двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
    Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.
  •  Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
  • Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
  • В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
  • При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
  • При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
  • При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
  • В этой связи различают типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.