Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Технология образовательной системы «Школа 2100» / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. — М.: Баласс, 2013.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
4 класс — Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. М.: Баласс
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛИ:
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
ЗАДАЧИ:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Уметь оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
- Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.
- Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
- Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное. - Выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.
- Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете.
- Добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий.
- Делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
- Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
- Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей.
- Уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
- Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
СОДЕРЖАНИЕ:
4 класс
- Жизнь и деятельность человека —8 ч
- Источники информации — 5 ч
- В мастерской творца — 14 ч
- Давным – давно — 6 ч
- В поисках совершенства — 1 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
- Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
- Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
- Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
- Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
- Для оценки полученных результатов используются следующие формы учёта умений и навыков:
текущий устный опрос учащихся по теме урока;
проведение письменных опросов в виде тестов;
проведение практических самостоятельных, групповых и коллективных работ;
проведение творческих выставок индивидуальных и групповых работ учащихся;
выполнение проектов изделий с опорой на общетехнологические требования, защита проектов.