Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 1 класс. Учебник. М.: Просвещение
- 2 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс. Учебник. М.: Просвещение
- 3 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Учебник. М.: Просвещение
- 4 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 4 часа в неделю, 33ч.
- 2 класс — 4 часа в неделю, 34 ч.
- 3 класс — 4 часа в неделю, 34 ч.
- 4 класс — 4 часа в неделю, 34 ч.
ЦЕЛИ:
- развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),
- приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
ЗАДАЧИ:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок;
- внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, самоуважение, ответственность,
- уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобраующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
- Природная мастерская — 11 ч.
- Пластилиновая мастерская — 4 ч.
- Бумажная мастерская -10 ч.
- Как говорит искусство — 7 ч.
- Текстильная мастерская — 1 ч.
2 класс
- Художественная мастерская — 9 ч.
- Чертёжная мастерская — 7 ч.
- Конструкторская мастерская — 9 ч.
- Рукодельная мастерская — 9 ч.
3 класс
- Информационная мастерская — 3 ч.
- Мастерская скульптора — 3 ч.
- Мастерская рукодельницы — 10 ч.
- Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов — 13 ч.
- Мастерская кукольника -5 ч.
4 класс
- Информационная мастерская — 4 ч.
- Проект «Дружный класс» — 3ч.
- Студия «Реклама» —3 ч.
- Студия «Декор интерьера» — 5 ч.
- Новогодняя студия — 3 ч.
- Студия «Мода» — 7 ч.
- Студия «Подарки» — 4 ч.
- Студия «Игрушки» — 5 ч.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты. - Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
- Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
- Требования к проверке успеваемости:
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса - «Технология» носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок.
- Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.
- Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
- Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
— полнота и правильность ответа,
— соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
— аккуратность сборки деталей,
— общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение,
— внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). - В заданиях проектного характера внимание обращается на:
— умение принять поставленную задачу,
— умение искать и отбирать необходимую информацию,
— умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем,
— умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
— умение оформлять сообщение,
— активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
— умение выполнять свою роль в группе,
— умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
— умение защищать проект. - Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает «Портфолио достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности.
- Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце третьего года обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.
- Важно, чтобы совокупность работ третьеклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.