Русский язык — аннотация к рабочим программам УМК «Школа 2100»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, авторской учебной программы  Русский язык образовательной системы «Школа 2100» / Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина. —  М.: Баласс, 2015.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 4 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. М.: Баласс

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 4 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.

ЦЕЛИ:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

ЗАДАЧИ:

  • развитие у детей  патриотического чувства по отношению к родному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
    формирование у детей  чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;     
  • сообщение    необходимых знаний и  формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
  • Эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
  • Чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи.
  • Любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
  • Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
  • Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения.
  • Интерес к изучению языка.
  • Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
  • Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
  • Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
  • Извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах
    (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
  • Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
  • Пользоваться словарями, справочниками.
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить рассуждения.
  • Оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации.
  • Адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения.
  • Договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка.
  • Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов.
  • Правильно писать слова  с изученными орфограммами.
  • Видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические).
  • Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
  • Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам.
  • Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов).
  • Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь).
  • Производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного.
  • Разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.
  • Писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки.
  • Читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
  • Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
  • Воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова.
  • Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

СОДЕРЖАНИЕ:

4 класс

  • Повторение – 17 ч
  • Предложение. Текст – 35 ч
  • Имя существительное – 45 ч
  • Имя прилагательное – 20 ч
  • Глагол – 36 ч
  • Повторение – 17 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Формами текущего контроля являются контрольное списывание, контрольный диктант, изложение, словарный диктант, творческая работа (проект).
  • Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Предполагается использование портфолио ученика.
  • Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио включаются следующие материалы:
    — Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии.  По русскому языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии.
    — Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
    — оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом  
    — овладения универсальными учебными действиями;
    — результаты специальных испытаний (при необходимости).
    — Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
    — Результаты и материалы тематических проверочных работ.
    — Материалы итогового контроля.
    — Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
  • Программы предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
  • Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
  • Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.