Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Русский язык образовательной системы «Школа 2100» / Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина. — М.: Баласс, 2015.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 4 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. М.: Баласс
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 4 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
ЦЕЛИ:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
ЗАДАЧИ:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
- Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
- Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
- Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
- Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
- Интерес к изучению языка.
- Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
- Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема). - Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
- Пользоваться словарями, справочниками.
- Осуществлять анализ и синтез.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Строить рассуждения.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка.
- Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов.
- Правильно писать слова с изученными орфограммами.
- Видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические).
- Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
- Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
- Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов).
- Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).
- Производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного.
- Разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.
- Писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки.
- Читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
- Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
- Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова.
- Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
СОДЕРЖАНИЕ:
4 класс
- Повторение – 17 ч
- Предложение. Текст – 35 ч
- Имя существительное – 45 ч
- Имя прилагательное – 20 ч
- Глагол – 36 ч
- Повторение – 17 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Формами текущего контроля являются контрольное списывание, контрольный диктант, изложение, словарный диктант, творческая работа (проект).
- Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Предполагается использование портфолио ученика.
- Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио включаются следующие материалы:
— Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. По русскому языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии.
— Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
— оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом
— овладения универсальными учебными действиями;
— результаты специальных испытаний (при необходимости).
— Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
— Результаты и материалы тематических проверочных работ.
— Материалы итогового контроля.
— Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. - Программы предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
- Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
- Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.