Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных организаций. Сборник 10-11 классы. Русский язык. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина. – М. Просвещение.
(Программа для средней школы (базовый уровень) подготовлена Н. А. Николиной к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10—11 классы.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;
- овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
- овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста).
ЗАДАЧИ:
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
- освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа.
- Воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка.
- Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях.
- Способность к продуцированию текстов разных жанров.
- Стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
- умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
- умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т. д.);
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
- умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем.
- использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества.
- Углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны).
- Закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма.
- Овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил.
- Овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств.
- Умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста).
- Осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.