Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.- М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс -Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Издательство: Просвещение
- 1 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
- 2 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
- 3 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
- 4 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 5 часов в неделю, 165 часов в год.
- 2 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- 3 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- 4 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
ЦЕЛИ:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в соместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Добукварный период (подготовительный) – 17 часов
- Букварный период (основной) – 78 часов
- Послебукварный период (заключительный) – 20 часов
- Наша речь – 2 часа
- Текст, предложение, диалог – 3 часа
- Слова, слова, слова – 4 часа
- Слово и слог. Ударение. – 6 часов
- Звуки и буквы. – 34 часа
- Повторение – 1 час
2 класс
- Наша речь – 4 часа
- Текст – 5 часов
- Предложение – 12 часов
- Слова, слова, слова… — 20 часов
- Звуки и буквы – 35 часов
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 28 часа
- Части речи – 45 часов
- Повторение — 21 час
3 класс
- Язык и речь – 2 часа
- Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов
- Слово в языке и речи – 19 часов
- Состав слова – 16 часов
- Правописание частей слова – 29 часов
- Части речи – 76 часов
- Повторение – 14 часов
4 класс
- Наша речь и наш язык – 2 часа
- Текст – 3 часа
- Предложение – 5 часов
- Словосочетание – 2 часа
- Однородные члены предложения – 4 часа
- Лексическое значение слова – 4 часа
- Состав слова – 11 часов
- Части речи – 7 часов
- Изменение по падежам имён существительных — 6 часов
- Три склонения имён существительных – 9 часов
- Склонение и правописание окончаний имён существительных в единственном числе – 19 часов
- Склонение и правописание окончаний имён существительных во множественном числе – 9 часов
- Повторение сведений об имени прилагательном как части речи – 4 часа
- Склонение имён прилагательных – 2 часа
- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных – 25 часов
- Местоимение – 8 часов
- Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи – 3 часа
- Неопределённая форма глагола – 4 часа
- Спряжение глаголов – 5 часов
- I и II спряжение глаголов – 3 часа
- Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени – 7 часов
- Правописание возвратных глаголов – 3 часа
- Правописание глаголов в прошедшем времени – 3 часа
- Обобщение по теме «Глагол» — 4 часа
- Повторение – 14 часов
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Формами текущего контроля являются контрольное списывание, контрольный диктант, изложение, словарный диктант, творческая работа (проект).
- Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Предполагается использование портфолио ученика.
- Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио включаются следующие материалы:
— Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. По русскому языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п..
— Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
— оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;
— результаты специальных испытаний (при необходимости).
— Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
— Результаты и материалы тематических проверочных работ.
— Материалы итогового контроля.
— Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
- Программы предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
- Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
- Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.