Русский язык — аннотация к рабочим программам УМК «Школа России»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4  классы:  пособие  для учителей общеобразовательных  организаций/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина  и  др.- М.: Просвещение, 2014.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 1 класс -Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Издательство: Просвещение
  • 1 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
  • 2 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
  • 3 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение
  • 4 класс — Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.– М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 5 часов в неделю, 165 часов в год.
  • 2 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
  • 3 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
  • 4 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.

ЦЕЛИ:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и   диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры   человека.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,  о языке  как  основе  национального самосознания.
  • Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
  • Развитие коммуникативных  умений.
  • Развитие нравственных и эстетических  чувств.
  • Развитие способностей  к творческой деятельности

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  осознание  своей  этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и  религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других  народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся  и  развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и  свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания  им.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы  из  спорных  ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый  образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления  информации.
  • Активное  использование  речевых  средств  и  средств для решения коммуникативных и познавательных   задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи  и  интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою  точку зрения и  оценки  событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в соместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения  окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и  сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский  язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и  процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,  о языке  как  основе  национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции  человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать  адекватные  языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением  проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных  задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Добукварный период (подготовительный) – 17 часов
  • Букварный период (основной) – 78 часов
  • Послебукварный период (заключительный) – 20 часов
  • Наша речь – 2 часа
  • Текст, предложение, диалог – 3 часа
  • Слова, слова, слова – 4 часа
  • Слово и слог. Ударение. – 6 часов
  • Звуки и буквы. – 34 часа
  • Повторение – 1 час

2 класс

  • Наша речь – 4 часа
  • Текст – 5 часов
  • Предложение – 12 часов
  • Слова, слова, слова… — 20 часов
  • Звуки и буквы – 35 часов
  • Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 28 часа
  • Части речи – 45 часов
  • Повторение — 21 час

 3 класс

  • Язык и речь – 2 часа
  • Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов
  • Слово в языке и речи – 19 часов
  • Состав слова – 16 часов
  • Правописание частей слова – 29 часов
  • Части речи – 76 часов
  • Повторение – 14 часов

4 класс

  • Наша речь и наш язык – 2 часа
  • Текст – 3 часа
  • Предложение – 5 часов
  • Словосочетание – 2 часа
  • Однородные члены предложения – 4 часа
  • Лексическое значение слова – 4 часа
  • Состав слова – 11 часов
  • Части речи – 7 часов
  • Изменение по падежам имён существительных — 6 часов
  • Три склонения имён существительных – 9 часов
  • Склонение и правописание окончаний имён существительных в единственном числе – 19 часов
  • Склонение и правописание окончаний имён существительных во множественном числе – 9 часов
  • Повторение сведений об имени прилагательном как части речи – 4 часа
  • Склонение имён прилагательных – 2 часа
  • Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных – 25 часов
  • Местоимение – 8 часов
  • Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи – 3 часа
  • Неопределённая форма глагола – 4 часа
  • Спряжение глаголов – 5 часов
  • I и II спряжение глаголов – 3 часа
  • Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени – 7 часов
  • Правописание возвратных глаголов – 3 часа
  • Правописание глаголов в прошедшем времени – 3 часа
  • Обобщение по теме «Глагол» — 4 часа
  • Повторение – 14 часов


ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Формами текущего контроля являются контрольное списывание, контрольный диктант, изложение, словарный диктант, творческая работа (проект).
  • Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Предполагается использование портфолио ученика.
  • Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио включаются следующие материалы:
    — Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии.  По русскому языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п..
    — Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
    — оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;
    — результаты специальных испытаний (при необходимости).
    — Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
    — Результаты и материалы тематических проверочных работ.
    — Материалы итогового контроля.
    Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
  • Программы предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
  • Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
  • Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.