Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
- 5 класс — Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА — ГРАФ»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
- 5 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛЬ:
формирование представлений о роли светской этики, отечественных традиционных религий в развитии культуры, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
ЗАДАЧИ:
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремятся к нравственному самосовершенствованию, проявляют готовность к духовному саморазвитию;
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разных формах;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
- Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
- Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15 часов)
- Раздел 3. Религия и культура (11 часов)
- Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)
- Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа)
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
фронтальный опрос, индивидуальная работа, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тестовый контроль, творческие работы.