В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются:
• Основы светской этики
• Основы мировых религиозных культур
• Основы православной культуры
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛЬ:
- Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
- Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики, основами православной культуры.
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных основ в жизни человек
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
- чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- самостоятельно формулировать цели урока и учебную задачу после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем составлять план решения проблемы;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок );
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать других людей, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим); - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
- осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
- на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету отметки не выставляются.
- Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный контроль (контроль учителем):
— устный опрос,
— домашняя работа (поисковая, творческая),
— самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая). - Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
- Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.