Окружающий мир — аннотация к рабочим программам УМК «Школа России»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие  для  учителей  общеобразовательных организаций   /   А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 1 класс Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях . 1 класс М.: Просвещение
  • 2 класс Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях . 2 класс М.: Просвещение
  • 3 класс Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях . 3 класс. М.: Просвещение
  • 4 класс Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. В 2-х частях. 4 класс М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 2 часа в неделю, 66 часа в год.
  • 2 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
  • 3 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
  • 4 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год

ЦЕЛИ:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

ЗАДАЧИ:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • в формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства  гордости  за  свою  Родину,  российский  народ    и историю России, осознание своей этнической и  национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических  и  демократических  ценностных ориентаций;
  • в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и   религий;
  • в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других    народов;
  • в овладение начальными навыками адаптации в динамично  изменяющемся  и  развивающемся мире;
  • в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного  смысла учения;
  • в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной  справедливости  и свободе;
  • в формирование  эстетических  потребностей,  ценностей  и чувств;
  • в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам  других людей;
  • в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных     ситуаций;
  • в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её  осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование   умения   планировать,   контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы  достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать  даже  в  ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов  и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных   задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных  источниках  и  открытом  учебном  информационном    пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии   с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий  мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения  рассуждений,  отнесения  к  известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования  различных  точек  зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать  свою  точку  зрения  и  оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в  совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и  поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при- родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием  учебного предмета «Окружающий  мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между  объектами  и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны,  её  современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье- сберегающего поведения в природной и социальной    среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные  связи  в  окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 класс
  • Введение – 1ч.
  • Что и кто?  — 20
  • Как, откуда и куда? – 12 ч.
  • Где и когда? – 11ч.
  • Почему и зачем? – 22 ч.

2 класс

  • Где мы живём?  — 3ч.
  • Природа — 21 ч.
  • Жизнь города и села — 11 ч.
  • Здоровье и безопасность — 10 ч.
  • Общение — 6 ч.
  • Путешествия  — 16 ч.
  • Повторение – 1ч.

3 класс

  • Как устроен мир — 7ч.
  • Эта удивительная природа  — 18ч.
  • Мы и наше здоровье  — 10ч.
  • Наша безопасность  — 8ч.
  • Чему учит экономика — 12ч.
  • Путешествия по городам и странам — 13ч.

4 класс

  • Земля и человечество  — 9 ч.
  • Природа России – 10 ч.
  • Родной край — часть большой страны  — 15 ч.
  • Страницы всемирной истории  — 6 ч.
  • Страницы истории Отечества — 20 ч.
  • Современная Россия – 8 ч.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
  • Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
  • Предварительный (диагностический): проводят в начале учебного года, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Его функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.
  • На основе данных диагностического контроля учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
  • Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
  • Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
  • Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
  • Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
  • Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера, зачет, контрольная работа.
  • Итоговый: призван констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени –полугодие, год.  
  • Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники тестовых и текстовых заданий
  • Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.