Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Окружающий мир образовательной системы «Школа 2100» / Т А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина — М.: Баласс, 2011.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
4 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. М.: Баласс
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
4 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
ЦЕЛИ:
Цель курса окружающего мира в формировании целостной картины мира и в осознании места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
ЗАДАЧИ:
- социализация обучающихся;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурно-исторического наследия.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения).
- Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел.
- Объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых.
- Объяснять, в чём главное отличие человека от животных.
- Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
- Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
- Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера.
- Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.
- Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
- Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
СОДЕРЖАНИЕ:
4 класс
Часть 1. Человек и природа
- Как работает организм человека – 17 ч
- Рукотворная природа – 17 ч
Часть 2. Человек и человечество
- Человек и его внутренний мир – 6 ч
- Человек в мире людей – 6 ч
- Человек и прошлое человечества – 8 ч
- Человек и многоликое человечество – 5 ч
- Человек и единое человечество – 9 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Для контроля знаний и умений используются:
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение);
письменная проверка знаний;
итоговый тест, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
- Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по предмету «Окружающий мир».
- С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов учащихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты:
1. Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки учащихся. Примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в разработках УМК «Школа 2100» по предмету «Окружающий мир».
2. Промежуточная аттестация (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов. Контрольные работы по окружающему миру. ОС «Школа 2100»
- При проведении внутренней оценки используются следующие методы:
— субъективные: (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), проводимые педагогом;
-объективные методы оценивания: анализ письменных и устных ответов учащихся или тестов;
— интегральная оценка: портфолио, выставки, презентации;
— наблюдение и самооценка обучающихся