Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы : Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях– М.: Вентана – Граф
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х частях– М.: Вентана – Граф
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях– М.: Вентана – Граф
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2-х частях– М.: Вентана – Граф
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 2 часа в неделю, 66 часов в год
- 2 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 3 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 4 класс — 2 часа в неделю, 68часов в год
ЦЕЛИ:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
ЗАДАЧИ:
- способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
- способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
- способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. - Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства).
- Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
- Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
- Способность получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение), овладение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в при¬роде и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение). - Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Введение. Что такое окружающий мир – 1 ч
- Мы – школьники – 11 ч
- Ты и здоровье – 5 ч
- Мы и вещи – 2 ч
- Родная природа – 27 ч
- Родная страна – 20 ч
2 класс
- Введение. Что тебя окружает – 1 ч
- Кто ты такой – 12 ч
- Кто живет рядом с тобой – 7 ч
- Россия — твоя Родина – 13 ч
- Мы — жители Земли – 33 ч
- Повторение – 2 ч
3 класс
- Земля – наш общий дом – 8 ч
- Царство природы – 25 ч
- Наша Родина: от Руси до России – 8 ч
- Как люди жили в старину – 10 ч
- Как люди трудились в старину – 17 ч
4 класс
- Человек – живое существо (организм) – 21 ч
- Ты и твоё здоровье. Здоровье человека – 12 ч
- Человек – часть природы – 7 ч
- Родная страна: от края до края – 12 ч
- Человек – творец культурных ценностей – 11 ч
- Человек – защитник своего Отечества – 4 ч
- Гражданин и государство – 1 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
- Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
- В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события.
- Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
- Основная цель текущего опроса – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства).
- Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Обучающемуся предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
- Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвёртой четверти учебного года.
- Опрос проводится в устной и в письменной форме.
- Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
- Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель её – проверить, как идёт формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой ещё не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
- Контрольная работа используется при фронтальном, текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено.
- Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
- Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить младший школьник к концу обучения.