Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Литературное чтение образовательной системы «Школа 2100» / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. — М.: Баласс, 2015.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 4 класс Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х частях. М.: Баласс
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 4 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год.
ЦЕЛИ:
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения. Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
ЗАДАЧИ:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико — литературными понятиями.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
- Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
- Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
- Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
- Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
- Наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
- Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
- Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
- Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
- Пользоваться словарями, справочниками.
- Осуществлять анализ и синтез.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Строить рассуждения.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
- Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
- Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения.
- Самостоятельно находить ключевые слова.
- Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, вопросы автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
Формулировать основную мысль текста. - Составлять простой и сложный план текста.
- Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой.
- Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.
- Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.
- Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.
- Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).
- Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.
- Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам.
- Видеть языковые средства, использованные автором.
СОДЕРЖАНИЕ:
4 класс
- Любимые книги – 8 ч
- У истоков детской литературы – 16 ч
- XIX век. Путешествие продолжается – 30 ч
- Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями – 48 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Виды контроля освоения учащимися содержания:
текущий контроль: наблюдение, устный опрос, беседа;
промежуточный контроль: работа с текстом, тестирование;
итоговый контроль: проверка техники чтения; - Текущий контроль за достижениями обучающихся по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть.
- Возможны письменные работы – небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
- Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
- Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами).
- Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
- Формы контроля: беседа; устный опрос; ответы на вопросы; составление рассказа, составление плана произведения, пересказ текста по плану, картинке; написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану; выразительное чтение по ролям; заучивание наизусть; самостоятельное чтение; работа над сочинением (устное и письменное); работа над описанием произведения живописи, написание теста, контрольной работы.