Литературное чтение — аннотация к рабочей программе УМК «Начальная школа 21века»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, авторской программы по предмету: Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина: — М.: Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Журова Л. Е. Букварь: 1 класс. Учебник в 2 ч. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)

  • 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
  • 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
  • 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
  • 4 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

ЦЕЛИ:

  • помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт;
  • овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
  • воссоздавать в своём воображении прочитанное  (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

ЗАДАЧИ:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
     включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
  • Высказывать своё мнение о героях прочитанных произведений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в  обозначениях); в словаре.
    Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь других .
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Учиться работать в паре, группе.
  •  Выполнять различные роли (лидера исполнителя).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
  • Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами.
  • Понимать смысл заглавия произведения.
  • Выбирать наиболее подходящее заглавие из данных.
  • Самостоятельно озаглавливать текст.
  • Делить текст на части, и озаглавливать их.
  • Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
     Подробно и выборочно пересказывать текст.
  • Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
  • Размышлять о характере и поступках героя.
  •  Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка.
  • Различать народную и литературную (авторскую) сказку.
  • Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.
  • Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Добукварный период  — 13 ч.
  • Букварный период  — 51 ч
  • Послебукварный период. — 40 ч.
  • Читаем сказки, загадки, скороговорки  — 6 ч.
  • Учимся уму – разуму – 8 ч.
  • Читаем о родной природе  — 7 ч.
  • Читаем о наших друзьях – животных  — 7 ч.

2 класс

  • О нашей Родине – 5 ч
  • Народная мудрость (устное народное творчество) – 6 ч
  • О детях и для детей – 13 ч
  • Мир сказок – 6 ч
  •  «Уж небо осенью дышало…» — 6 ч
  • «Снежок порхает, кружится» — 18 ч
  •  Здравствуй, праздник новогодний! – 10 ч
  • Произведения о животных – 12 ч
  • Раздел программы: Зарубежные сказки – 13 ч
  • Рассказы, стихи, сказки о семье – 13 ч
  • «Весна, весна красная!…»   — 26 ч
  •  Волшебные сказки – 8 ч

3 класс

  • Устное народное творчество – 16 ч
  • Басни – 5 ч
  • Произведения  А.С. Пушкина – 10 ч
  • Стихи русских поэтов – 5 ч
  • Произведения  Л.Н. Толстого – 11 ч
  • Произведения  Н.А. Некрасова – 7 ч
  • Произведения А.П. Чехова – 6 ч
  • Сказки зарубежных писателей – 4 ч
  • Стихи русских поэтов – 7 ч
  • Произведения  Д.Н. Мамина-Сибиряка  – 7 ч
  • Произведения  А.И. Куприна – 7 ч
  • Стихи С.А. Есенина  — 7 ч
  • Произведения К.Г. Паустовского – 12 ч
  • Произведения  С.Я. Маршака – 4 ч
  • Произведения  Л. Пантелеева – 6 ч
  • Произведения  А.П. Гайдара – 5ч
  • Произведения  М.М. Пришвина – 7 ч
  • Произведения зарубежных писателей – 10 ч

4 класс

  • Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни – 9 ч
  • Басни. Русские баснописцы – 5 ч
  • Произведения В.А.Жуковского  — 4 ч
  • Произведения А.С.Пушкина – 3 ч
  • Произведения М.Ю.Лермонтова — 3 ч
  • Произведения П.П.Ершова — 3 ч
    Произведения В.М.Гаршина — 4 ч
  • Произведения русских писателей о детях — 5 ч
  • Произведения зарубежных писателей о детях — 7 ч
  • В мире книг — 6 ч
  • Произведения Л.Н.Толстого — 7 ч
  • Стихи А.А.Блока  — 2 ч
  • Стихи К.Д.Бальмонта — 4 ч
  • Произведения А.И.Куприна — 4 ч
  • Стихи И.А.Бунина — 3 ч
  • Произведения С.Я.Маршака — 8 ч
  • Стихи Н.А.Заболоцкого — 3 ч
  • Произведения о детях войны — 4 ч
  • Стихи Н.М.Рубцова — 3 ч
  • Произведения С.В.Михалкова — 1 ч
  • Юмористические произведения — 2 ч
  • Очерки — 5 ч
  • Путешествия. Приключения. Фантастика — 7 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
  • Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку».
  • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
  • Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
  • Формы промежуточного, итогового контроля
    —    беседа;
    —    устный опрос;
    —    ответы на вопросы;
    —    составление рассказа, плана;
    —    работа по рабочей тетради;
    —    пересказ текста по плану, картинке;
    —    написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану;
    —    выразительное чтение по ролям;
    —    заучивание наизусть;
    —    самостоятельное чтение.
  • Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
  • Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
  • Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая — в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.