Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по предмету: Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина: — М.: Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Журова Л. Е. Букварь: 1 класс. Учебник в 2 ч. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)
- 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
- 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 4 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт;
- овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
- воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
ЗАДАЧИ:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; - формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Высказывать своё мнение о героях прочитанных произведений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в обозначениях); в словаре.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других .
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Учиться работать в паре, группе.
- Выполнять различные роли (лидера исполнителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
- Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами.
- Понимать смысл заглавия произведения.
- Выбирать наиболее подходящее заглавие из данных.
- Самостоятельно озаглавливать текст.
- Делить текст на части, и озаглавливать их.
- Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
Подробно и выборочно пересказывать текст. - Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
- Размышлять о характере и поступках героя.
- Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка.
- Различать народную и литературную (авторскую) сказку.
- Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.
- Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Добукварный период — 13 ч.
- Букварный период — 51 ч
- Послебукварный период. — 40 ч.
- Читаем сказки, загадки, скороговорки — 6 ч.
- Учимся уму – разуму – 8 ч.
- Читаем о родной природе — 7 ч.
- Читаем о наших друзьях – животных — 7 ч.
2 класс
- О нашей Родине – 5 ч
- Народная мудрость (устное народное творчество) – 6 ч
- О детях и для детей – 13 ч
- Мир сказок – 6 ч
- «Уж небо осенью дышало…» — 6 ч
- «Снежок порхает, кружится» — 18 ч
- Здравствуй, праздник новогодний! – 10 ч
- Произведения о животных – 12 ч
- Раздел программы: Зарубежные сказки – 13 ч
- Рассказы, стихи, сказки о семье – 13 ч
- «Весна, весна красная!…» — 26 ч
- Волшебные сказки – 8 ч
3 класс
- Устное народное творчество – 16 ч
- Басни – 5 ч
- Произведения А.С. Пушкина – 10 ч
- Стихи русских поэтов – 5 ч
- Произведения Л.Н. Толстого – 11 ч
- Произведения Н.А. Некрасова – 7 ч
- Произведения А.П. Чехова – 6 ч
- Сказки зарубежных писателей – 4 ч
- Стихи русских поэтов – 7 ч
- Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка – 7 ч
- Произведения А.И. Куприна – 7 ч
- Стихи С.А. Есенина — 7 ч
- Произведения К.Г. Паустовского – 12 ч
- Произведения С.Я. Маршака – 4 ч
- Произведения Л. Пантелеева – 6 ч
- Произведения А.П. Гайдара – 5ч
- Произведения М.М. Пришвина – 7 ч
- Произведения зарубежных писателей – 10 ч
4 класс
- Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни – 9 ч
- Басни. Русские баснописцы – 5 ч
- Произведения В.А.Жуковского — 4 ч
- Произведения А.С.Пушкина – 3 ч
- Произведения М.Ю.Лермонтова — 3 ч
- Произведения П.П.Ершова — 3 ч
Произведения В.М.Гаршина — 4 ч - Произведения русских писателей о детях — 5 ч
- Произведения зарубежных писателей о детях — 7 ч
- В мире книг — 6 ч
- Произведения Л.Н.Толстого — 7 ч
- Стихи А.А.Блока — 2 ч
- Стихи К.Д.Бальмонта — 4 ч
- Произведения А.И.Куприна — 4 ч
- Стихи И.А.Бунина — 3 ч
- Произведения С.Я.Маршака — 8 ч
- Стихи Н.А.Заболоцкого — 3 ч
- Произведения о детях войны — 4 ч
- Стихи Н.М.Рубцова — 3 ч
- Произведения С.В.Михалкова — 1 ч
- Юмористические произведения — 2 ч
- Очерки — 5 ч
- Путешествия. Приключения. Фантастика — 7 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
- Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку».
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
- Формы промежуточного, итогового контроля
— беседа;
— устный опрос;
— ответы на вопросы;
— составление рассказа, плана;
— работа по рабочей тетради;
— пересказ текста по плану, картинке;
— написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану;
— выразительное чтение по ролям;
— заучивание наизусть;
— самостоятельное чтение. - Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
- Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
- Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая — в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.