Литература — аннотация к рабочим программам (11 класс)

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных учреждений.  Литература 10-11 классы.  Под редакцией члена – корреспондента РАО, профессора В.Г.  Маранцмана. –  М. Просвещение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 11 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год

ЦЕЛИ:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.

ЗАДАЧИ:

  • формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
  • обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
  • сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-выпускника;
  • обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
  • обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
  • развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
  • развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
  • развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении; формировать уважение к истории.
  • Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
  • Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
  • Потребность в самовыражении через слово;  способствовать развитию культурной и этнической толерантности.
  • Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
  • Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные:

  • обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • самостоятельно ставить новые цели урока;  самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные:

  • давать определения понятиям;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;  
  • излагать содержание прочитанного текста;
  • строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;  осуществлять сравнение; обобщать понятия;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;
  • пользоваться словарями, справочниками; пользоваться различными видами аудирования;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • пользоваться монологической и диалогической формами речи; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
  • в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
  • использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • эстетическое восприятие произведений литературы;
  • формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений