Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Изобразительное искусство образовательной системы «Школа 2100» / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская — М.: Баласс, 2011.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
4 класс — Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. М.: Баласс
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛИ:
- воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- воспитание в детях эстетического чувства;
- получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте;
- развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства;
- развитие воображения и зрительной памяти. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности;
- воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах;
- развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
- воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства); - освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; - освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
- знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
- Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
- Формирование духовных и эстетических потребностей.
- Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
- Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.
- Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов.
- Самостоятельно выполнять творческие задания.
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Учиться согласованно работать в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
- Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них.
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства.
- Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой.
- Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации), а также декоративного искусства и дизайна.
СОДЕРЖАНИЕ:
4 класс
- Восхитись вечно живым миром красоты – 11 ч
- Любуйся ритмами в жизни природы и человека – 14 ч
- Восхитись созидательными силами природы и человека – 9 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
- Контроль за уровнем достижений учащихся по изобразительному искусству проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты; викторины, выставки.
- Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.
- Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.