Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Изобразительное искусство : программа: 1-4 классы / Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской — М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа XXI века).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год
- 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
- 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
- 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛИ:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства;
- выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
ЗАДАЧИ:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно- творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
- Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению и истории других народов.
- Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей. - Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
- Развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе.
- Развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
- Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение.
- Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог.
- Развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.
- Развитие интереса к искусству разных стран и народов.
- Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
- Развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах.
- Развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания.
- Воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения.
- Формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов.
- Формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
- Формирование умения воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
- Формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
в художественную форму – 16 ч - Развитие фантазии и воображения – 11 ч
- Художественно-образное восприятие изобразительного
искусства (музейная педагогика) – 6 ч
2 класс
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
в художественную форму -17 ч - Развитие фантазии и воображения – 11 ч
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. – 6 ч
3 класс
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
в художественную форму -17 ч - Развитие фантазии и воображения – 11 ч
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. – 6 ч
4 класс
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
в художественную форму -17 ч - Развитие фантазии и воображения – 11 ч
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. – 6 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
- Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
- Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
- Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
- Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера. - Формы контроля уровня обученности:
— викторины,
-кроссворды,
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ,
— тестирование. - Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. - Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений. - Критерии и система оценки творческой работы:
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.