Изобразительное искусство — аннотация к рабочей программе УМК «Начальная школа 21века»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования,  авторской программы Изобразительное искусство : программа: 1-4 классы / Л.Г. Савенковой,  Е.А. Ермолинской — М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа XXI века).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф
  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. М.: –Вентана – Граф

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год
  • 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛИ:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства;
  • выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;  освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно- творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
  • Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению и истории других народов.
  • Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
    Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей.
  • Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
  • Развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе.
  • Развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
  • Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение.
  • Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог.
  • Развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.
  • Развитие интереса к искусству разных стран и народов.
  • Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
  • Развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах.
  • Развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного  воспитания.
  • Воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения.
  • Формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов.
  • Формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
  • Формирование умения воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
  • Формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
    в художественную форму – 16 ч
  • Развитие фантазии и воображения – 11 ч
  • Художественно-образное восприятие изобразительного
    искусства (музейная педагогика) – 6 ч

2 класс

  • Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
    в художественную форму -17 ч
  • Развитие фантазии и воображения – 11 ч
  • Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. – 6 ч

3 класс

  • Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
    в художественную форму -17 ч
  • Развитие фантазии и воображения – 11 ч
  • Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. – 6 ч

4 класс

  • Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого
    в художественную форму -17 ч
  • Развитие фантазии и воображения – 11 ч
  • Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. – 6 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
  • Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
  • Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
  • Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
    Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
  • Формы контроля уровня обученности:
    — викторины,
    -кроссворды,
    -отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ,
    — тестирование.
  • Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
    Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
  • Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
        Активность участия.
        Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
        Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
        Самостоятельность.
        Оригинальность суждений.
  • Критерии и система оценки творческой работы:
    Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.