Изобразительное искусство — аннотация к рабочим программам УМК «Школа России»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение,  2015.  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. М.: Просвещение
  • Коротеева Е.И. / Под. Ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство: Искусство и ты: 2 класс М.: Просвещение
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под. Ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс. М.: Просвещение
  • Неменская Л.А. /Под. Ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство: Каждый народ — художник: 4 класс. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 4 часа в неделю, 33 часа в год.
  • 2 класс — 4 часа в неделю, 34 часа в год.
  • 3 класс — 4 часа в неделю, 34 часа в год.
  • 4 класс — 4 часа в неделю, 34 часа в год.

 ЦЕЛИ:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

ЗАДАЧИ:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной     жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

    Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных  свойствах  учащихся,  которые  они   должны   приобрести   в   процессе   освоения   учебного   предмета   по   программе «Изобразительное искусство»:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству  других  народов   нашей   страны   и   мира   в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества  и  каждого  отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно- творческого  мышления,  наблюдательности  и фантазии;
  • сформированность    эстетических    потребностей    (потребностей  в  общении  с  искусством,  природой,  потребностей  в   творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной  практической  творческой  деятельности),  ценностей   и  чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам  других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной   творческой   работы   в   команде   одноклассников под   руководством   учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач  данной  темы,  с  точки  зрения  содержания и средств его выражения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • освоение способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное,  обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при- знакам;
  • овладение   умением   вести   диалог,   распределять   функции   и роли в процессе  выполнения  коллективной  творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,  графике,  моделированию;
  • умение планировать и грамотно  осуществлять  учебные  действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных  художественно-творческих задач;
    умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,   умение   организовать   место  занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном  развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного  края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и  в  общении   с  искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений  искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая  фотография, видеозапись, элементы мультипликации и  пр.);
  • знание видов художественной деятельности:  изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных  видов  и  жанров  пространственно-визуальных   искусств;
  • понимание  образной  природы  искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и  представлений  в  процессе  выполнения  художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского  и  мирового  искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий  ведущих  художественных  музеев  России и  художественных  музеев  своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные   техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,  обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду- манный  художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,   навыками   изображения   средствами   аппликации и   коллажа;
  • умение характеризовать и  эстетически  оценивать  разнообразие  и  красоту  природы  различных  регионов  нашей  страны;
  • умение рассуждать о многообразии  представлений  о  красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека,  народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей  нашей  истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой  духовной  жизни,  красоту  внутреннего  мира человека

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 класс
  • Введение —  1ч.
  • Ты учишься изображать -8 ч.
  • Ты украшаешь —  5 ч.
  • Ты строишь -8 ч.
  • Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу -11 ч.

 

 2 класс

  • Чем и как работает художник —  9 ч.
  • Реальность и фантазия —  8 ч.
  • О чем говорит искусство — 9 ч.
  • Как говорит искусство — 8 ч.

 3 класс

  • Вводный урок — 1ч.
  • Искусство в твоем доме — 7 ч.
  • Искусство на улицах твоего города — 7 ч.
  • Художник и зрелище -11 ч.
  • Художник и музей — 8 ч.

 4 класс

  • Истоки народного искусства – 8 ч.
  • Древние города нашей земли – 7 ч.
  • Каждый народ – художник – 11 ч.
  • Искусство объединяет народы – 8 ч.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  •  Контроль за уровнем достижений учащихся по изобразительному искусству проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
  • Формы контроля уровня обученности:
    — викторины,
    — кроссворды,
    — отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ,
    — тестирование.
  • Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
    Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
  • Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
    — активность участия;
    — умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
    — искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
    — самостоятельность;
    — оригинальность суждений.
  • Критерии и система оценки творческой работы
    Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы; аккуратность всей работы.
    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.