Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной.
Программа разработана на основе Рабочей программы к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 232 с. — (Инновационная школа).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
6 класс — Пчелов Е.В., Лукин П.В. /Под ред. Петрова Ю.А.История России с древнейших времен до начала 16 века 6 класс. Изд. Русское слово
7 класс — Пчелов Е.В., Лукин П.В./ Под ред. Петрова Ю.А. История России XVI-XVII века. 7 класс. Изд. Русское слово
8 класс — Захаров В.Н., Пчелов Е.В. /Под ред. Петрова Ю.А.История России 18 век. 8 класс. Изд. Русское слово
9 класс — Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX — начало XXI века. Учебник. 9 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 168 ч.
Из них: 6 класс — 42 учебных часов; 7 класс — 42 учебных часа; 8 класс — 42 учебных часа; 9 класс — 42 учебных часов.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
6 класс
Основной целью курса «История России» в 6 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
- овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России с древнейших времён до начала XVI в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
7 класс
Основной целью курса «История России» в 7 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в XVI—XVII вв., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
- овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVI—XVII вв. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
8 класс
Основной целью курса «История России» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в Новое время, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
- овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVIII в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
9 класс
Основной целью курса «История России» в 9 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в XIX в., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
- овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XIX — начале ХХ в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспитание российской гражданской идентичности, па- триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ- ного народа России.
- Осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия.
- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека.
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей).
- Использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов.
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат).
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
- Владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством.
- Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и по- знания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России.
- Овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории.
- Формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и много конфессиональном мире.
- Развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность.
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России.
- Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие.
- Создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
6 класс
- Древние жители нашей Родины.
- Русь в IX—XII вв.
- Русские земли в середине XII — начале XIII в.
- Русь между Востоком и Западом.
- Русские земли в середине XIII—XV в.
7 класс
- Создание Московского царства.
- Смутное время.
- Россия при первых Романовых.
8 класс
- Эпоха реформ Петра I.
- Россия в эпоху дворцовых переворотов.
- Расцвет Российской империи.
- Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого.
9 класс
- Россия на пути к реформам. 1801—1861 гг.
- Россия в эпоху реформ.
- Кризис империи в начале ХХ в
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (написание рассказов, защита рефератов и проектов).