Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по истории Санкт-Петербурга для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт – Петербург, СМИО Пресс, 2015.
Преподавание курса культура и история Санкт-Петербурга в основной школе направлено на формирование научных представлений о городе Санкт-Петербург, его истории и современности, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
- Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
- Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
- с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
- с создателями и хранителями петербургского наследия
- Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками знаний о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
- Совершенствовать общеучебные умения;
- Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Уровень подготовки учащегося характеризуется способностью:
- выразить свое отношение к городу, памятникам природного, природно-культурного и культурного наследия в оценочных суждениях, в творческих заданиях, в учебных ситуациях, в повседневной жизни, в участии в городских акциях по благоустройству города, по охране и восстановлению памятников наследия;
- разить желание расширить свои знания о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- проявить желание приобщить к культурному наследию города других горожан (одноклассников, родителей), в подготовке сообщений (устных, с использованием фото-, видео-материалов, компьютерной презентации).
- найти информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, Интернете, на карте, в периодической печати;
- извлечь информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- планировать свои действия при осмотре памятников наследия в городском или музейном пространстве, в семейном архиве,
- составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
- описывать памятники наследия, традиции городской жизни; жизнь и деятельность знаменитых и рядовых петербуржцев разных периодов,
- оценить их значение в процессе формирования петербургского наследия;
- определять по изображениям объектов городской среды или реальным объектам городской среды художественный стиль памятника, монумента и соотносить его с эпохой создания;
- соотносить литературные тексты (описания города определенной эпохи) и изображения улиц или набережных, петербуржцев, видов транспорта (соответствующих указанной в тексте эпохе);
- соотносить литературные тексты (описания событий, происходивших в городе) и изображения памятников наследия современного Санкт-Петербурга (которые напоминают об этих событиях);
- соотносить литературные тексты, иллюстрации города, памятники культурного наследия в реальном городе с деятельностью конкретных горожан;
- Объяснить понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «природное и культурное наследие», «памятник природно- культурного наследия», «памятник культурного наследия», «культурные традиции», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
- раскрыть основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;
- объяснить на конкретных примерах специфику природно-географических условий и их влияние на развитие нашего края и Санкт- Петербурга;
- соотнести исторические периоды развития города / края с историей России, Европы и оценить роль города / края в историческом процессе;
- объяснить на конкретных примерах последствия статуса Санкт-Петербурга (столицы, областного центра, культурной столицы) для формирования его культурного наследия;
- раскрыть на конкретных примерах преемственность в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга на протяжении трех столетий (значение города как центра экономики, образования, науки, технических достижений, художественной культуры);
- объяснить взаимосвязь (географическую, политическую, экономическую, культурную) Санкт- Петербурга с Ленинградской областью, Северо-Западом России, прибалтийскими и другими европейскими городами в прошлом и сегодня;
- раскрыть на конкретных примерах особенность культурного наследия Санкт-Петербурга, вобравшего лучшие традиции городской культуры разных эпох, цивилизаций, культур;
- объяснить значение Санкт-Петербурга в жизни России на разных исторических этапах;
- объяснить особенности формирования населения Санкт-Петербурга;
- объяснить причины отличий в бытовании и повседневной культуре разных слоев петербуржцев в прошлом и сегодня;
- аргументировать необходимость соблюдения каждым современным горожанином правил повседневной культуры, оценивать поведение горожан в повседневной жизни, оценивать собственное поведение.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
На изучение Истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).