История и культура Санкт-Петербурга — аннотация к рабочим программам (7 класс)

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного курса по истории Санкт-Петербурга для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.

Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт – Петербург, СМИО Пресс, 2015.

Преподавание курса культура и история Санкт-Петербурга в основной школе направлено на формирование научных представлений о городе Санкт-Петербург, его истории и современности, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

 

Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

 

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  2. Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
    • с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
    • с создателями и хранителями петербургского наследия
  3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
    • ориентироваться по карте города;
    • ориентироваться в реальном городском пространстве;
    • работать с источниками знаний о городе;
    • применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
  4. Совершенствовать общеучебные умения;
  5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

 

Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

 

Уровень подготовки учащегося характеризуется способностью:

  • выразить свое отношение к городу, памятникам природного, природно-культурного и культурного наследия в оценочных суждениях, в творческих заданиях, в учебных ситуациях, в повседневной жизни, в участии в городских акциях по благоустройству города, по охране и восстановлению памятников наследия;
  • разить желание расширить свои знания о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • проявить желание приобщить к культурному наследию города других горожан (одноклассников, родителей), в подготовке сообщений (устных, с использованием фото-, видео-материалов, компьютерной презентации).
  • найти информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, Интернете, на карте, в периодической печати;
  • извлечь информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • планировать свои действия при осмотре памятников наследия в городском или музейном пространстве, в семейном архиве,
  • составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
  • описывать памятники наследия, традиции городской жизни; жизнь и деятельность знаменитых и рядовых петербуржцев разных периодов,
  • оценить их значение в процессе формирования петербургского наследия;
  • определять по изображениям объектов городской среды или реальным объектам городской среды художественный стиль памятника, монумента и соотносить его с эпохой создания;
  • соотносить литературные тексты (описания города определенной эпохи) и изображения улиц или набережных, петербуржцев, видов транспорта (соответствующих указанной в тексте эпохе);
  • соотносить литературные тексты (описания событий, происходивших в городе) и изображения памятников наследия современного Санкт-Петербурга (которые напоминают об этих событиях);
  • соотносить литературные тексты, иллюстрации города, памятники культурного наследия в реальном городе с деятельностью конкретных горожан;
  • Объяснить понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «природное и культурное наследие», «памятник природно- культурного наследия», «памятник культурного наследия», «культурные традиции», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
  • раскрыть основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;
  • объяснить на конкретных примерах специфику природно-географических условий и их влияние на развитие нашего края и Санкт- Петербурга;
  • соотнести исторические периоды развития города / края с историей России, Европы и оценить роль города / края в историческом процессе;
  • объяснить на конкретных примерах последствия статуса Санкт-Петербурга (столицы, областного центра, культурной столицы) для формирования его культурного наследия;
  • раскрыть на конкретных примерах преемственность в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга на протяжении трех столетий (значение города как центра экономики, образования, науки, технических достижений, художественной культуры);
  • объяснить взаимосвязь (географическую, политическую, экономическую, культурную) Санкт- Петербурга с Ленинградской областью, Северо-Западом России, прибалтийскими и другими европейскими городами в прошлом и сегодня;
  • раскрыть на конкретных примерах особенность культурного наследия Санкт-Петербурга, вобравшего лучшие традиции городской культуры разных эпох, цивилизаций, культур;
  • объяснить значение Санкт-Петербурга в жизни России на разных исторических этапах;
  • объяснить особенности формирования населения Санкт-Петербурга;
  • объяснить причины отличий в бытовании и повседневной культуре разных слоев петербуржцев в прошлом и сегодня;
  • аргументировать необходимость соблюдения каждым современным горожанином правил повседневной культуры, оценивать поведение горожан в повседневной жизни, оценивать собственное поведение.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

 

На изучение Истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).