Технология (девочки) 5-9 класс — аннотация к рабочим программам

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

5 класс — Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
6 класс — Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
7 класс — Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома.7 класс. М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
8 класс — В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева, А.Н. Богатырёв Технология. 8 класс. М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
  • 6 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
  • 7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
  • 8 класс — 1 час   в неделю, 34 часа  в год.

ЦЕЛИ:

  • обеспечение всем обучающимся оптимального, с учётом их возможностей, интеллектуального развития; становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости;
  • социально-нравственное и эстетическое воспитание; знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре;
  • развитие способностей и познавательных интересов обучающихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений);
  • выработка у обучающихся навыков самостоятельного выявления, формулирования и разрешения определённых теоретических и практических проблем, связанных с природой, общественной жизнью, техникой и культурой;
  • формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений, определяющих их отношение к миру;
  • формирование у обучающихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся навыков и умений, как в ходе учёбы, так и за пределами школы;
  • ознакомление обучающихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., формирование умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами;
  • понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг;
  • обеспечение подготовки обучающихся к какой-либо профессии. 

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельнос­ти;
  • выражение желания учиться и трудиться в промыш­ленном производстве для удовлетворения текущих и перс­пективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  • овладение установками, нормами и правилами науч­ной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способ­ностей для труда в различных сферах с позиций будущей со­циализации и стратификации;
  • становление профессионального самоопределения в вы­бранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
  • готовность к рациональному ведению домашнего хо­зяйства;
  • проявление технико-технологического и экономиче­ского мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской дея­тельности в сфере технического труда.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • планирование процесса познавательно-трудовой дея­тельности.
  • определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгорит­мов.
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагаю­щих стандартного применения одного из них.
  • проявление нестандартного подхода к решению учеб­ных и практических задач в процессе моделирования изде­лия или технологического процесса.
  • мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей техни­ческой или организационной проблемы.
  • самостоятельная организация и выполнение различ­ных творческих работ по созданию технических изделий.
  • виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов, объектов.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулиро­вание выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или пись­менной форме результатов своей деятельности.
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость.
  • выбор для решения познавательных и коммуникатив­ных задач различных источников информации, включая эн­циклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
  • объективное оценивание вклада своей познава­тельно-трудовой деятельности в решение общих задач кол­лектива.
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятель­ности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстети­ческих ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
  • диагностика результатов познавательно-трудовой де­ятельности по принятым критериям и показателям.
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства.
  • соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнитель­ной технической и технологической информации для проек­тирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения техниче­ских и технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объек­тов живой природы и социальной среды, а также соот­ветствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инстру­ментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение кодами и методами чтения и способами гра­фического представления технической и технологической информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естест­венно-математического цикла в процессе подготовки и осу­ществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, фор­мами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • 10) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и со­ставление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожар­ной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества проме­жуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, техноло­гическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной за­дачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и обору­дования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с исполь­зованием контрольных и мерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной де­ятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  • оценка своей способности и готовности к труду в конк­ретной предметной деятельности;
  • оценка своей способности и готовности к предпринима­тельской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждени­ях начального профессионального или среднего специаль­ного обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с други­ми участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объ­екта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного техниче­ского объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения техни­ческого проекта с учетом общности интересов и возможнос­тей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической до­кументации с учетом требований действующих стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действую­щей рекламы.

В физической сфере:

  • развитие способностей к моторике и координации дви­жений рук при работе с ручными инструментами и выполне­нии станочных операций;
  • достижение необходимой точности движений при вы­полнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, приклады­ваемого к инструменту с учетом технологических требо­ваний;
  • сочетание образного и логического мышления в процес­се проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ:

5 класс

  • Раздел «Современные технологии и перспективы их развития» (6 часов)
  • Раздел «Творческий проект» (2 часа)
  • Раздел «Конструирование и моделирование» (6 часов)
  • Раздел «Материальные технологии» (26 часов)
  • Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (12 часов)
  • Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8 часов)
  • Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 часов)

6 класс

  • Раздел «Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений» (4 часов)
  • Раздел «Технологии в сфере быта» (4 часов)
  • Раздел «Технологическая система» (10 часов)
  • Раздел «Материальные технологии» (24 часа)
  • Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (10 часов)
  • Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8 часов)
  • Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 часов)

7 класс

  • Раздел «Технологии получения современных материалов» (4 часа)
  • Раздел «Современные информационные технологии» (4 часа)
  • Раздел «Технологии в транспорте» (6 часов)
  • Раздел «Автоматизация производства» (4 часа)
  • Раздел «Материальные технологии» (28 часов)
  • Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (8 часов)
  • Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (6 часов)
  • Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 часов)

8 класс

  • Раздел «Технологии в энергетике» (6 часов)
  • Раздел «Материальные технологии» (12 часов)
  • Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (6 часов)
  • Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (4 часа)
  • Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (6 часов)

 

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
  • Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения».
  • Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле знаний, умений, навыков обучающихся в образовательном учреждении, промежуточной и итоговой аттестации).
  • Преобладающие формы контроля:
    •    Устные и письменные ответы на вопросы и задания к параграфам учебника;
    •    фронтальная беседа;
    •    письменные ответы на задания тестового типа;
    •    выполнение практических работ;
    •    творческие и конкурсные работы
    •    уроки обобщающего повторения.