Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
5 класс — Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
6 класс — Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
7 класс — Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома.7 класс. М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
8 класс — В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева, А.Н. Богатырёв Технология. 8 класс. М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 5 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
- 6 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
- 7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
- 8 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛИ:
- обеспечение всем обучающимся оптимального, с учётом их возможностей, интеллектуального развития; становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости;
- социально-нравственное и эстетическое воспитание; знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре;
- развитие способностей и познавательных интересов обучающихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений);
- выработка у обучающихся навыков самостоятельного выявления, формулирования и разрешения определённых теоретических и практических проблем, связанных с природой, общественной жизнью, техникой и культурой;
- формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений, определяющих их отношение к миру;
- формирование у обучающихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся навыков и умений, как в ходе учёбы, так и за пределами школы;
- ознакомление обучающихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., формирование умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами;
- понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг;
- обеспечение подготовки обучающихся к какой-либо профессии.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
- определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.
- виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов, объектов.
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость.
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- 10) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценка своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
- Раздел «Современные технологии и перспективы их развития» (6 часов)
- Раздел «Творческий проект» (2 часа)
- Раздел «Конструирование и моделирование» (6 часов)
- Раздел «Материальные технологии» (26 часов)
- Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (12 часов)
- Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8 часов)
- Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 часов)
6 класс
- Раздел «Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений» (4 часов)
- Раздел «Технологии в сфере быта» (4 часов)
- Раздел «Технологическая система» (10 часов)
- Раздел «Материальные технологии» (24 часа)
- Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (10 часов)
- Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8 часов)
- Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 часов)
7 класс
- Раздел «Технологии получения современных материалов» (4 часа)
- Раздел «Современные информационные технологии» (4 часа)
- Раздел «Технологии в транспорте» (6 часов)
- Раздел «Автоматизация производства» (4 часа)
- Раздел «Материальные технологии» (28 часов)
- Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (8 часов)
- Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (6 часов)
- Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 часов)
8 класс
- Раздел «Технологии в энергетике» (6 часов)
- Раздел «Материальные технологии» (12 часов)
- Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (6 часов)
- Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (4 часа)
- Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (6 часов)
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
- Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения».
- Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле знаний, умений, навыков обучающихся в образовательном учреждении, промежуточной и итоговой аттестации).
- Преобладающие формы контроля:
• Устные и письменные ответы на вопросы и задания к параграфам учебника;
• фронтальная беседа;
• письменные ответы на задания тестового типа;
• выполнение практических работ;
• творческие и конкурсные работы
• уроки обобщающего повторения.