Технология — аннотация к рабочим программам УМК «Перспектива»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4  классы:  пособие  для учителей общеобразовательных  организаций/ Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — М.: Просвещение,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 1 класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология.1 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
  • 2 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. 2 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
  • 3 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 3 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
  • 4 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 класс. АО «Издательство «Просвещение»
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)

  • 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год.
  • 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
  • 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
  • 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.

ЦЕЛИ:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями; технико – технологическими умениями  и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально – ценностного отношения к труду и людям труда.

ЗАДАЧИ:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умении вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно  — следственных  связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.
  • Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно – преобразующей деятельности человека.
  • Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно – познавательных и проектных художественно – конструкторских задач.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Давайте познакомимся – 3 ч
  • Человек и земля – 21 ч
  • Человек и вода – 3 ч
  • Человек и воздух – 3 ч
  • Человек и информация – 3 ч

2 класс

  • Как работать с учебником – 1 ч
  • Человек и земля – 23 ч
  • Человек и вода – 3 ч
  • Человек и воздух – 3 ч
  • Человек и информация – 3 ч
  • Заключительный урок – 1 ч

3 класс

  • Путешествуем по городу — 1ч.
  • Человек и земля — 21 ч.
  • Человек и вода — 4 ч.
  • Человек и воздух — 3 ч.
  • Человек и информация — 5 ч.

4 класс

  • Как работать с учебником — 1ч.
  • Человек и земля — 21 ч.
  • Человек и вода — 3 ч.
  • Человек и воздух — 3 ч.
  • Человек и информация — 6 ч.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
  • Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
  • Особое внимание уделяется вопросу контроля  образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке.
  • Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему  характеру. Она включает  творческую мыслительную работу  и  практическую часть  по реализации замысла.
  • Качество каждой из  составляющих часто  не совпадает, и  поэтому зачастую  не  может быть  одной  отметки за урок.
  • Для  успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так  и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления  и  самореализации.
  • Оцениваются освоенные предметные знания  и  умения, а  также  универсальные учебные действия. 
  • Результаты  практического труда могут   быть   оценены  по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых  на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
  • Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является  степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или  продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
  • Требования к проверке успеваемости:
    Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок.
  • Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
  • Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.
  • Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
  • Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
  • Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
    —     полнота и правильность ответа,
    —     соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
    —     аккуратность сборки деталей,
    —     общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение,
    —     внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
  • В заданиях проектного характера внимание обращается на:
    —     умение принять поставленную задачу,
    —     умение искать и отбирать необходимую информацию,
    —     умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско  — технологических проблем,
    —     умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
    —     умение оформлять сообщение,
    —     активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
    —     умение выполнять свою роль в группе,
    —     умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
    —     умение защищать проект.
  • Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает «Портфолио достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности.
  • Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце  обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.
  • Важно, чтобы совокупность работ обучающихся демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.