Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — М.: Просвещение,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология.1 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- 2 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. 2 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- 3 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 3 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- 4 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 класс. АО «Издательство «Просвещение»
-
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)
- 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год.
- 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
- 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
- 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛИ:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями; технико – технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально – ценностного отношения к труду и людям труда.
ЗАДАЧИ:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умении вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно – преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно – познавательных и проектных художественно – конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Давайте познакомимся – 3 ч
- Человек и земля – 21 ч
- Человек и вода – 3 ч
- Человек и воздух – 3 ч
- Человек и информация – 3 ч
2 класс
- Как работать с учебником – 1 ч
- Человек и земля – 23 ч
- Человек и вода – 3 ч
- Человек и воздух – 3 ч
- Человек и информация – 3 ч
- Заключительный урок – 1 ч
3 класс
- Путешествуем по городу — 1ч.
- Человек и земля — 21 ч.
- Человек и вода — 4 ч.
- Человек и воздух — 3 ч.
- Человек и информация — 5 ч.
4 класс
- Как работать с учебником — 1ч.
- Человек и земля — 21 ч.
- Человек и вода — 3 ч.
- Человек и воздух — 3 ч.
- Человек и информация — 6 ч.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
- Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
- Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке.
- Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла.
- Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок.
- Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
- Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
- Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
- Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
- Требования к проверке успеваемости:
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. - Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
- Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.
- Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
- Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
- Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
— полнота и правильность ответа,
— соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
— аккуратность сборки деталей,
— общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение,
— внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). - В заданиях проектного характера внимание обращается на:
— умение принять поставленную задачу,
— умение искать и отбирать необходимую информацию,
— умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско — технологических проблем,
— умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
— умение оформлять сообщение,
— активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
— умение выполнять свою роль в группе,
— умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
— умение защищать проект. - Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает «Портфолио достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности.
- Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.
- Важно, чтобы совокупность работ обучающихся демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.