Русский язык — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных организаций.  Сборник 10-11 классы.  Русский язык. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина.  –  М. Просвещение.

(Программа для средней школы (базовый уровень) подготовлена Н. А. Николиной  к учебнику Грекова В. Ф.,  Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10—11 классы.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 класс. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год

ЦЕЛИ:

  • осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации   в обществе;
  • расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных  уровней;
  • овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения  и  навыки  на  практике  (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных  ситуациях);
  • овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование  текста).

ЗАДАЧИ:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей  народа.
  • Воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать  нормы  литературного языка.
  • Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных  ситуациях.
  • Способность к продуцированию текстов разных жанров.
  • Стремление к постоянному совершенствованию собственной  речи,  развитие  эстетического вкуса.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Владение всеми видами речевой  деятельности:

аудирование  и чтение:

  • умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
  • способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
  • адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

говорение  и письмо:

  • умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера  общения;
  • умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект   и  т. д.);
  • владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые  ошибки;
  • умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных    тем.
  • использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Расширение представлений о роли русского языка   в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества.
  • Углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный  язык, диалекты,  просторечие, жаргоны).
  • Закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка,  языковая  норма.
  • Овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация  орфографических  и  пунктуационных правил.
  • Овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств.
  • Умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста).
  • Осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся должен

 знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

 аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

  • Общие сведения о языке – 3 ч
  • Лексика и фразеология – 6 ч
  • Орфоэпия – 2 ч
  • Морфемика, словообразование, орфография – 20 ч
  • Морфология и орфография – 37 ч

11 класс

  • Общие сведения о языке.  Стили и типы речи – 8 ч
  • Синтаксис и пунктуация. Углубление  изученного в 5-10 классах  — 60 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Формы контроля:

  • индивидуальный,
  • групповой,
  • фронтальный.

    Виды контроля:

  • предварительный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый.

Формы контроля:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.