Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Программы по русскому языку 5-9 классы / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.- М.: Дрофа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 класс. М.: Дрофа
- Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс. М.: Дрофа
- Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Дрофа
- Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 8 класс. М.: Дрофа
- Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 9 класс. М.: Дрофа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 5 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год
- 6 класс — 6 часов в неделю, 204 часа в год
- 7 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 8 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 9 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
ЗАДАЧИ:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров. - Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
- Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
- Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
- Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
- Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
- Проведение различных видов анализа слова (фонетичский, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
- О языке и речи — 5 ч
- Фонетика. Графика — 3 ч
- Текст – 4 ч
- Письмо. Орфография — 12 ч
- Слово и его строение — 2 ч
- Слово как часть речи. Морфология — 7 ч
- Фонетика. Орфоэпия – 7 ч
- Лексика. Словообразование. Орфография — 20 ч
- Стили речи — 7 ч
- Синтаксис и пунктуация (вводный курс) — 23 ч
- Типы речи – 4 ч
- Строение текста – 5 ч
- Части речи (обзор) – 1 ч
- Глагол — 19 ч
- Строение текста (продолжение) – 5 ч
- Имя существительное — 15 часов
- Строение текста (продолжение) – 14 ч
- Имя прилагательное – 12 ч
- Повторение — 5 ч
6 класс
- Введение. О языке — 1 ч
- Закрепление и углубление изученного в 5 классе — Речь. Грамматика. Правописание — 24 ч
- Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов — 67 ч
- Морфология. Орфография -105 ч
- Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах – 7 ч
7 класс
- О языке — 1 ч
- Повторение изученного в 5–6 классах – 14 ч
- Орфография и пунктуация (повторение и углубление) – 29 ч
- Морфология. Орфография. Наречие – 40 ч
- Служебные части речи – 33 ч
- Междометие и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи — 6 ч
- Речь – 8 ч
- Повторение изученного в конце года – 5 ч
8 класс
- О языке — 1 ч
- Орфография и морфология (на основе изученного изученного в 5-7 классах) — 8 ч
- Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 5 ч
- Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 19 ч
- Односоставные предложения – 14 ч
- Неполные предложения – 4 ч
- Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами предложения – 17
- Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями и предложениями), междометиями – 10 ч
- Предложения с обособленными членами – 13 ч
- Прямая и косвенная речь – 4 ч
- Итоговое повторение и обобщение изученного за курс 8 класса – 7 ч
9 класс
- Введение. Русский язык – национальный язык русского народа – 1 ч
- Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах – 10 ч
- Синтаксис сложного предложения. Пунктуация – 2 ч
- Сложносочиненное предложение – 4 ч
- Сложноподчиненное предложение – 22 ч
- Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными – 5 ч
- Бессоюзное сложное предложение – 9 ч
- Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи – 7 ч
- Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе – 8 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием), контрольный, морфемный);
- тест;
- комплексный анализ текста;
- устные рассказы по плану на лингвистические темы;
- сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.