Русский язык — аннотация к рабочим программам (5-9 класс)

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  по  русскому языку 5-9 классы / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.- М.: Дрофа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 класс. М.: Дрофа
  • Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс. М.: Дрофа
  • Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Дрофа
  • Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 8 класс. М.: Дрофа
  • Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 9 класс. М.: Дрофа

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год
  • 6 класс — 6 часов в неделю, 204 часа в год
  • 7 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
  • 8 класс — 3 часа в неделю, 102  часа в год
  • 9 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год

ЦЕЛИ:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

ЗАДАЧИ:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения   в   процессе получения  школьного  образования.
  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
  • Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке   на  основе    наблюдения    за  собственной   речью.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
    Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
  • Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
  • Соблюдение в практике  речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических  норм современного русского литературного языка; соблюдение    основных     правил       орфографии      и     пунктуации      в       процессе письменного общения.
  • Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
  • Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
  • Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;  разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
  • Овладение  основными стилистическими    ресурсами  лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
  • Опознавание и анализ  основных единиц  языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых  единиц   адекватно  ситуации   речевого общения.
  • Проведение различных видов  анализа слова (фонетичский,    морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического  анализа  словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

СОДЕРЖАНИЕ:

5 класс

  • О языке  и речи — 5 ч
  • Фонетика. Графика — 3 ч
  • Текст – 4 ч
  • Письмо. Орфография — 12  ч
  • Слово и его строение — 2 ч
  • Слово как часть речи. Морфология — 7 ч
  • Фонетика. Орфоэпия – 7 ч
  • Лексика. Словообразование. Орфография — 20 ч
  • Стили речи — 7 ч
  • Синтаксис и пунктуация (вводный курс) — 23 ч
  • Типы речи – 4 ч
  • Строение  текста – 5 ч
  • Части речи (обзор) – 1 ч
  • Глагол — 19 ч
  • Строение текста (продолжение) – 5 ч
  • Имя существительное — 15 часов
  • Строение текста (продолжение) – 14 ч
  • Имя прилагательное – 12 ч
  • Повторение — 5 ч

6 класс

  • Введение. О языке — 1 ч
  • Закрепление и углубление изученного в 5 классе — Речь. Грамматика. Правописание  — 24 ч
  • Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи   имен существительных, прилагательных и глаголов — 67 ч
  • Морфология. Орфография -105 ч
  • Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах – 7 ч

7 класс

  • О языке — 1 ч
  • Повторение изученного в 5–6 классах – 14 ч
  • Орфография и пунктуация (повторение и углубление) – 29 ч
  • Морфология. Орфография. Наречие – 40 ч
  • Служебные части речи – 33 ч
  • Междометие и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи — 6 ч
  • Речь – 8 ч
  • Повторение изученного в конце года – 5 ч

 8 класс

  • О языке — 1 ч
  • Орфография и морфология (на основе изученного изученного в 5-7 классах) — 8 ч
  • Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 5 ч
  • Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 19 ч
  • Односоставные предложения – 14 ч
  • Неполные предложения – 4 ч
  • Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами предложения – 17
  • Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями и предложениями), междометиями – 10 ч
  • Предложения с обособленными членами – 13 ч
  • Прямая и косвенная речь – 4 ч
  • Итоговое повторение и обобщение изученного за курс 8 класса – 7 ч

9 класс

  • Введение. Русский язык – национальный язык русского народа – 1 ч
  • Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах – 10 ч
  • Синтаксис сложного предложения. Пунктуация – 2 ч
  • Сложносочиненное предложение – 4 ч
  • Сложноподчиненное предложение – 22 ч
  • Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными – 5 ч
  • Бессоюзное сложное предложение – 9 ч
  • Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи – 7 ч
  • Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе – 8 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:

  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием), контрольный, морфемный);
  • тест;
  • комплексный анализ текста;
  • устные рассказы по плану на лингвистические темы;
  • сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.