Программа ФКЗиБО

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ГБОУ СОШ№ 683
Введение
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального
общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
· СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-
воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
· Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной
школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
· Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
(Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ
№ 220/11-13 от 20.02.1999);
· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО
РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования (2009 г.);
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени
начального общего образования сформирована с учётом реального состояния здоровья
детей и факторов риска, имеющих место в ГОУ СОШ №683.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию
здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и
норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического
здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному
развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
· пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать
заинтересованное отношение к собственному здоровью);
· формировать установки на использование здорового питания;
· развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
(использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей),
· научить следовать рекомендуемому врачами режиму дня;
· формировать знания о негативных факторах риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания);
· формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
· развивать готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе
использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным
привычкам.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни содержит:
1. Характеристику контингента учащихся с позиции реального состояния здоровья
детей и факторов риска, имеющих место в ГОУ СОШ №683.
2. Создание здоровьесберегающей среды.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
4. Реализация дополнительных образовательных программ.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями учащихся).
6. Оценка эффективности реализации программы.
1. Характеристика состояния здоровья контингента учащихся и факторы риска
- число обучающихся 300;
- анализ здоровья на основании медицинских карт: 1 гр. – 29,1%; 3-4 группа – 69%
- анализ охвата питанием:
Количество учащихся, получающих только горячие завтраки – 177 человек;
Количество учащихся, получающих только горячие обеды – 31 человек;
Количество учащихся, обеспеченных 2-х разовым горячим питанием – 70 человек.
2. Создание здоровьесберегающей среды в ГБОУ СОШ№ 683
2.1. В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные
условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- 2 спортивных зала
- танцевальный зал
- кабинет ЛФК
- кабинет врача
- кабинет учителя-логопеда
-кабинет психолога
- школьная столовая на 120 мест
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
обучающихся.
Школьная столовая позволяет организовывать горячие завтраки и обеды в урочное
время .В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка,
оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
В школе работает медицинский кабинет.

Создана и работает Служба здоровья:
Медицинские работники
Совет школы
Интеграция в деятельности специалистов различного
профиля,, взаимодействующих в рамках Службы здоровья
Логопед
Психолог
Социальный педагог
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических
средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
 В школе действует расписание, полностью соответствующее СанПиН, 2.4.2.1178-
02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса». Сохранение
и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности
достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над
вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального
напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального
чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и
требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение
домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
2.3. Для координации деятельности педагогического коллектива, обучающихся,
родителей по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках Реализации Программы Развития ГОУ СОШ № 683 в школе реализуется проект «Школьная служба здоровья» .

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительная работа в школе направлена на обеспечение
рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального
физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение
адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
формирование культуры здоровья. Система физкультурно-оздоровительной работы
школы включает1:
— проведение уроков физической культуры — 3 часов в неделю;
— организацию занятий по лечебной физкультуре – 2 группы
— организацию динамических перемен;
— организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности;
— организацию работы спортивных секций ;
— регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:
· «Дни здоровья» ;
· «Весёлые старты»
· соревнования по футболу, шахматам, волейболу;
4. Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы,
направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
5. Работа с родителями (законными представителями учащихся) по программе
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».
Школа стремиться привлечь родителей (законных представителей) к вопросам
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
1. Ведётся просветительская работа:
— Лекции специалистов (психолог, врач)
— Уроки духовно-нравственного содержания для родителей (проводит учитель по
материалам учебников, приглашённые специалисты);
— Круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей;
— Родительские собрания.
2. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к
совместной работе:
· «День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные
соревнования и активно участвуют в них);
· «Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и
учителей);
· выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы
родителей);
6. Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур,
предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного
травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников
начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых
ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы);
анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу
личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста;
самооценочные суждения детей.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые
личностные результаты обучения:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного,
социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в
сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы
на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в
тесном сотрудничестве с семьей ученика.