ОБЖ (5-9 класс) — аннотации к рабочим программам

Рабочая программа разработана на основании авторской программы В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»/ В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

  • Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 5ласс. М.: «ДРОФА
  • Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. М.:  «ДРОФА»
  • Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. М. «ДРОФА»
  • Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. М.: «ДРОФА»
  • Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. М.: «ДРОФА»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)

  • 5 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 6 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛИ:

  • усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и соци­ального характера;
  • понимание ими важности укрепления, сохранения и за­щиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
  • уяснение и принятие учащимися достижений граждан­ского общества: права человека, правовое государство, се­мейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
  • антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и наме­рениям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • отрицательное отношение учащихся к приему психо­активных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
  • готовность и стремление учащихся к нравственному са­мосовершенствованию.

ЗАДАЧИ:

  • освоение учащимися знаний о здоровом и разумном об­разе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и осно­вах безопасного поведения при их возникновении;
  • обучение школьников умению предвидеть потенциаль­ные опасности и правильно действовать в случае их наступ­ления, использовать средства индивидуальной и коллектив­ной защиты, оказывать первую помощь;
  • развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспече­ния безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситу­ациях;
  • воспитание у учащихся культуры безопасности жизне­деятельности, чувства ответственности за личную и общест­венную безопасность, ценностного отношения к своему здо­ровью и жизни;
  • формирование у школьников антиэкстремистской и ан­титеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному по­ведению.

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте; 
  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование основ финансовой грамотности и усвоение правил безопасного поведения в сфере финансовых отношений;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного, здорового и разумного образа жизни;
  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
  • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания

СОДЕРЖАНИЕ:

5 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (27 ч)

  • Личная безопасность в повседневной жизни (11 ч)
  • Безопасность на дорогах и на транспорте (7 ч)
  • Опасные ситуации социального характера (4 ч)
  • Загрязнение среды обитания (3 ч)
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания (2 ч)

Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (8 ч)

  • Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)
  • Основы здорового образа жизни (5 ч)

6 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

  • Экстремальные ситуации в природных условиях (18 ч)
  • Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме ( 2 ч)
  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 ч)

Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (12 ч)

  • Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)
  • Основы здорового образа жизни (4 ч)

7 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (31 ч)

  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях (1 ч)
  • Землетрясения (3 ч)
  • Вулканы (2 ч)
  • Оползни, сели, обвалы и снежные лавины (6 ч)
  • Ураганы, бури, смерчи (4 ч)
  • Наводнения (3 ч)
  • Цунами (3 ч)
  • Природные пожары (4 ч)
  • Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений (2 ч)
  • Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (2 ч)

  • Основы здорового образа жизни (2 ч)

8 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (30 ч)

  • Производственные аварии и катастрофы (2 ч)
  • Взрывы и пожары (7 ч)
  • Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (6 ч)
  • Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч)
  • Гидродинамические аварии (3 ч)
  • Чрезвычайные ситуации на транспорте (2 ч)
  • Чрезвычайные ситуации экологического характера (5 ч)

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (3 ч)

  • Основы здорового образа жизни (2 ч)

9 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (15 ч)

  • Современный комплекс проблем безопасности (5 ч)
  • Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (2ч)
  • Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (3ч)
  • Основы финансовой безопасности (5ч)

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7ч)

  • Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3ч)
  • Основы медицинских знаний (4 ч)
  • Основы здорового образа жизни (13 ч)

Здоровье и здоровый образ жизни (3 ч)

  • Личная гигиена (3 ч)
  • Физиологические и психологические особенности организма подростка (4 ч)
  • Факторы, разрушающие здоровье человека (3 ч)

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа, проверочная работа, математический диктант, тестовая работа. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
  • Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.
  • Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание  определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
  • Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.