Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Математика образовательной системы «Школа 2100» / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких. — М.: Баласс, 2012.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 4 класс — Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. М.: Баласс
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 4 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год.
ЦЕЛИ:
- использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами; - узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ:
4 класс
- Повторение и обобщение материала, изученного во 3 классе – 8 ч
- Дроби – 17 ч
- Нумерация – 11 ч
- Величины – 12 ч
- Сложение и вычитание чисел – 8 ч
- Умножение и деление чисел – 72 ч
- Повторение изученного в 4 классе – 8 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Для проведения тематического и итогового контроля используются тесты (турниры) и контрольные работы по математике, которые направлены на формирование индивидуальной траектории развития учащихся.
- Каждая контрольная работа и каждый математический тест состоят из заданий трёх уровней.
- К необходимому базовому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько учащиеся овладели знаниями и умениями на уровне стандарта. К повышенному уровню относятся задания, позволяющие отследить, насколько учащиеся овладели знаниями и умениями на уровне авторской программы. Наконец, к максимальному уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько наш ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания и умения в нестандартной ситуации, в необычных обстоятельствах, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
- Каждый математический тест, текущая контрольная работа, а также каждая из четвертных контрольных работ рассчитаны на один урок. При этом количество заданий каждого теста индивидуальное, а правила оценивания содержатся непосредственно в текстах самих тестов – как количество очков за каждое задание, так и правила подведения итогов каждого теста в зависимости от количества набранных очков.
- Текущая контрольная работа и каждая из четвертных контрольных работ содержат по шесть заданий.
- Каждая контрольная работа, представленная в 4 вариантах, делится на две части: обязательную и дополнительную.
- Обязательная часть состоит из заданий, полное и безошибочное выполнение которых показывает, что предметные умения сформированы на повышенному ровне, а частично – на необходимом уровне.
- Полное выполнение дополнительной части показывает сформированность предметных умений на максимальном уровне, а частичное выполнение на повышенном уровне.
- Каждое из предложенных заданий контролирует одно базовое умение или навык.
- Годовая контрольная работа состоит из 10 заданий и рассчитана на два урока. Первые семь из включенных в неё заданий соответствуют необходимому базовому уровню (уровню стандарта), 8-е и 9-е задания – повышенному уровню, а 10-е – максимальному уровню.
- Математические диктанты выполняются в течение всего учебного года.