Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 10-11 классы. Под редакцией члена – корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана. – М. Просвещение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия
- Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 10 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 11 класс – 2 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.
ЗАДАЧИ:
- формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-выпускника;
- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
- развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
- развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении; формировать уважение к истории.
- Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
- Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
- Потребность в самовыражении через слово; способствовать развитию культурной и этнической толерантности.
- Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
- Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные:
- обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- самостоятельно ставить новые цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные:
- давать определения понятиям;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- излагать содержание прочитанного текста;
- строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение; обобщать понятия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;
- пользоваться словарями, справочниками; пользоваться различными видами аудирования;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- пользоваться монологической и диалогической формами речи; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
- использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
- уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно — выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Кроме того, выпускники помимо базовых, овладевают следующими универсальными учебными действиями:
- выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
- Из литературы первой половины XIX века — 3 часа
- А. С. Пушкин — 8 часов
- М. Ю. Лермонтов — 9 часов
- Н.В. Гоголь — 6 часов
- Развитие русской литературы 40–70-х годов XIX века — 1 час
- А.Н. Островский — 6 часов
- И. А. Гончаров — 6 часов
- Ф. И. Тютчев — 2 часа
- И.С. Тургенев — 7 часов
- А.А. Фет — 4 часа
- А. К. Толстой — 2 часа
- Н.А. Некрасов — 5 часов
- Н.Г. Чернышевский — 1 час
- Ф.М. Достоевский — 11 часов
- М. Е. Салтыков — Щедрин — 2 часа
- Н.С. Лесков — 2 часа
- Л.Н. Толстой -15 часов
- А.П. Чехов — 9 часов
- Зарубежная литература — 2 часа
- Резервные — 1 час
11 класс
- Раздел 1. Движение времен. Литература начала 20-го века.- 7 часов
- Раздел II. Эволюция или революция? От Серебряного века к эпохе социализма. — 38 часов
- Раздел III. Время и вечность — 20 часов
- Раздел IV. «Война и мир» — 8 часов
- Раздел V. Самопознание человека и жизнь общества. -19 часов
- Литература последних десятилетий — 8 часов
- Резервные часы — 2 часа
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
- Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Рабочие программы предполагают следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
устный опрос;
сочинение разных жанров;
анализ стихотворения, эпизода прозаического произведения;
конкурс презентаций; тестовый контроль;
защита проекта;
контрольная, проверочная работа;
зачет.