ОБЖ (базовый уровень) — аннотация к рабочим программам

Рабочая программа для 10—11 классов представляет со-бой один из возможных вариантов разработки содержания и тематического планирования учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) в старших классах основной школы.Программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). 10-11 класс. М.: OOO «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»
  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). 11 класс. М.: Дрофа.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛИ:

  • содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
  •  содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
  • осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия цен-остей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;
  • профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

 ЗАДАЧИ:

  • обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
  • воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой право-вой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
  • развитие личных духовных и физических качеств:само-дисциплины,самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
  • формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
  • развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
  • формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

  • формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по-следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
  • применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;

умения коммуникативные:

  •  взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
  • выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;

умения регулятивные (организационные):

  • саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
  • владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
  • владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
  • осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;

в коммуникативной сфере:

  • умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации по-следствий экстремальной ситуации;
  • стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;

в эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
  • умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности);в бытовой,

трудовой и досуговой сфере:

  • грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
  • соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
  • соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
  • знание номеров телефонов для вызова экстренных служб; 
  • умение оказывать первую помощь;
  • правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;

в сфере физической культуры и здорового образа жизни:

  • накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
  • выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
  • соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
  • умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 часов)

  • Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 часов)
  • Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 часов)
  • Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 часов)

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов)

  • Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 часов)
  • Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 часов)

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

  • Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 часов)
  • Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 часов)

11 класс

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (15 часов)

  • Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 часов)
  • Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 часов)
  • Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 часов)

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов)

  • Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 часов)
  • Особенности военной службы в современной Российской армии (5 часов)

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

  • Основы здорового образа жизни (5 часов)

 ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Виды контроля знаний и умений :

Предварительный (диагностический): проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Его функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.

На основе данных диагностического контроля планируется изучение нового материала, предусматривается сопутствующее повторение, прорабатываются внутри- и межтемные связи, актуализируются  знания, которые ранее не были востребованы.

Текущий: самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие  устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия  (самостоятельная работа, проверочная работа, математический диктант, тест, опрос).

Тематический: проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.

Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый: призван констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – полугодие, год.