Изобразительное искусство — аннотация к рабочим программам УМК «Перспектива»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. 1—4  классы /  под редакцией Т.Я.Шпикаловой — М.: Просвещение, 2014.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 1 класс Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
  • 2 класс Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 2 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
  • 3 класс Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 3 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
  • 4 класс Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 4 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год
  • 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
  • 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
  • 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.

ЦЕЛИ:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических  демократических  ценностных  ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве  и  разнообразии  природы,  народов,  культур  и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории  и  культуре  других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся  и  развивающемся  мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного  смысла  учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам  других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и  находить  выходы  из  спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным  ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы  достижения  результата.
  • Формирование умения понимать причины  успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать  даже  в  ситуациях неуспеха.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий  для решения  коммуникативных  и  познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,  фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,  этики  и  этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  излагать  своё  мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности;  осуществлять  взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное  поведение  и  поведение  окружающих.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между  объектами  и  процессами.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного  искусства  в  жизни  человека,  его  роли     в  духовно-нравственном  развитии  человека.
  • Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении  с  искусством.
  • Овладение практическими умениями и навыками в восприятии,  анализе  и  оценке  произведений  искусства.
  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности,  художественном  конструировании),  а  также  в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы  мультипликации).

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Восхитись красотой нарядной осени – 8 ч
  • Любуйся узорами красавицы – зимы – 8 ч
  • Радуйся многоцветью весны и лета. – 17 ч

2 класс

  • Мир изобразительных (пластических искусств) – 9 ч
  • Художественный язык изобразительного искусства – 10 ч
  • Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью – 15 ч

3 класс

  •  Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри… — 11 ч.
  • Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри… — 10 ч.
  • Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри — 5 ч.
  • Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри… — 8 ч.

4 класс

  • Восхитись вечно живым миром красоты — 11 ч.
  • Любуйся ритмами в жизни природы и человека — 14 ч.
  • Восхитись созидательными силами природы и человека — 9 ч.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Контроль за уровнем достижений учащихся по изобразительному искусству проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
  • Формы контроля уровня обученности:
    — викторины,
    — кроссворды,
    — отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ,
    — тестирование.
  • Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
    Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство».
  • Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
  • Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
         — активность участия;
        —  умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
         — искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
         — самостоятельность;
         — оригинальность суждений.
  • Критерии и система оценки творческой работы
        Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  •  Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  •  Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы; аккуратность всей работы.
  • Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.