Изобразительное искусство (5-8 классы) — аннотация к рабочим программам

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учебное. пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е  изд.  —  М. :  Просвещение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

5 класс — Горяева Н.А., Островская О.В.  / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 5 класс. М.: Просвещение  
6 класс — Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 6 класс. М.: Просвещение  
7 класс — Питерских А.С., Гуров  Г.Е./Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 7 класс. М.: Просвещение
8 класс — Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 8 класс. М: Издательство «Просвещение»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 6 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 7 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 8 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛЬ школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

ЗАДАЧИ:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных  ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации  неопределённости;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании  красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации  и оформления  школьной,  бытовой  и производственной среды

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и    познанию.
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного   мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать  в  нём взаимопонимания.
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных  проблем  на  основе  личностного  выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным  поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение    к  членам  своей семьи.
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных  задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии  с  изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений    и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  •  Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве   культуры.
  • Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании  красоты человека.
  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и   кино).
  • Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и    анимация).
  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой  деятельности.

 СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

  • Древние корни народного искусства – 8 ч
  • Связь времён в народном искусстве – 8 ч
  • Декор – человек, общество, время – 12 ч
  • Декоративное искусство в современном мире – 6 ч

 6  класс

  • Виды изобразительного искусства и основы образного языка —  8 ч
  • Мир наших вещей. Натюрморт  — 8 ч
  • Вглядываясь в человека. Портрет -11 ч
  • Человек и пространство в изобразительном искусстве — 7 ч

7  класс

  • Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч)
  •  Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)
  • Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч)
  • Образ человека и индивидуальное проектирование (6 ч)

8 класс

  • Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
  • Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)
  • Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)
  • Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч)

 

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Формы контроля уровня обученности:  викторины; кроссворды; отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ; тестирование.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. (практическая работа или тест). 
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. Заключительный контроль. Методы диагностики —  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Выявление уровня овладения обучающимися образовательными результатами через систему контроля включает:  учительский контроль; самоконтроль; взаимоконтроль обучающихся.