История России (8-9 класс) — аннотация к рабочим программам

Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной.

Программа разработана на основе Рабочей программы к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 232 с. — (Инновационная школа).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

6 класс — Пчелов Е.В., Лукин П.В. /Под ред. Петрова Ю.А.История России с древнейших времен до начала 16 века 6 класс. Изд. Русское слово
7 класс — Пчелов Е.В., Лукин П.В./ Под ред. Петрова Ю.А. История России XVI-XVII века. 7 класс. Изд. Русское слово
8 класс — Захаров В.Н., Пчелов Е.В.    /Под ред. Петрова Ю.А.История России 18 век. 8 класс.   Изд. Русское слово
9 класс — Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX — начало XXI века. Учебник. 9 класс.  М.: Просвещение  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

Предмет «История России» изучается на ступени основного общего  образования  в  качестве  обязательного  предмета в   6—9   классах   в   общем   объёме  168  ч.
Из  них:  6  класс  — 42  учебных  часов;  7  класс  —  42  учебных  часа;  8  класс  —   42  учебных  часа;  9  класс  —  42 учебных часов.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

8 класс

Основной целью курса «История России» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в Новое время, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».

Эта общая цель определяет задачи курса:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
  • овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVIII в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
  • воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
  • развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

9 класс

Основной целью курса «История России» в 9 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в XIX в., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».

Эта общая цель определяет задачи курса:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
  • овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XIX — начале ХХ в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
  • воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
  • развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспитание российской гражданской идентичности, па- триотизма, любви и уважения  к  Отечеству,  чувства  гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ-  ного  народа  России.
  • Осознание обучающимися своей этнической принадлежности,  знание   культуры   своего   народа   и   своего   края   в  контексте  общемирового  культурного  наследия.
  • Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод  человека.
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению  своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Понимание культурного  многообразия  мира;  уважение  к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,  языкам,  ценностям  народов  России  и   мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Способность сознательно организовывать и регулировать  свою  учебную  деятельность,  осуществлять   контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания,  вносить  необходимые  коррективы  в  исполнение   и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации.
  • Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных  и  родовидовых  связей).
  • Использование  современных   источников   информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов.
  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,  презентация,  реферат).
  • Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,  освоение  основ  межкультурного  взаимодействия  в  школе  и  социальном окружении.
  • Владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё  мнение,  корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов  и  позиций  всех  его  участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией  и  человечеством.
  • Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и по- знания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического  опыта  России.
  • Овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской  истории.
  • Формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия   сущности   и   значения   событий   и   явлений  прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и много конфессиональном мире.
  • Развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся  в  различных  источниках  информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную  ценность.
  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России.
  • Приобретение опыта  активного  освоения  исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное  наследие.
  • Создание основы для формирования у части  школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования,    а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. 

СОДЕРЖАНИЕ

6 класс

  1. Древние жители нашей Родины.
  2. Русь в IX—XII вв.
  3. Русские земли в середине XII — начале XIII в.
  4. Русь между Востоком и Западом.
  5. Русские земли в середине XIII—XV в.

7 класс

  1. Создание Московского царства.
  2. Смутное время.
  3. Россия при первых Романовых.

8 класс

  1. Эпоха реформ Петра I.
  2. Россия в эпоху дворцовых переворотов.
  3. Расцвет Российской империи.
  4. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого.

9 класс

  1. Россия на пути к реформам. 1801—1861 гг.
  2. Россия в эпоху реформ.
  3. Кризис империи в начале ХХ в

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (написание рассказов, защита рефератов и проектов).