Информатика — аннотация к рабочим программам

ИНФОРМАТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на углубленном уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить решение следующих задач:

  • сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
  • сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
  • сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
  • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе;
  • понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
  • правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
  • создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях).
    10 класс. М.: ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях).
    11 класс. М.: ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в год.
  • 11 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
  • систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  • сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  • понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  • владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

Основы информатики (79 часов)

  • Техника безопасности. Организация рабочего места -1ч.
  • Информация и информационные процессы – 5ч.
  • Кодирование информации – 14ч.
  • Логические основы компьютеров – 13ч.
  • Компьютерная арифметика – 6ч.
  • Устройство компьютера – 6ч.
  • Программное обеспечение – 19ч.
  • Компьютерные сети — 9ч.
  • Информационная безопасность — 6ч.

Алгоритмы и программирование  ( 52 часа)

  • Алгоритмизация и программирование – 44ч.
  • Решение вычислительных задач — 8ч.

Повторение (5 часов)

11 класс

  • Информация и информационные процессы — 5 часов
  • Алгоритмизация и программирование — 1 час
  • Элементы теории алгоритмов — 1 час
  • Моделирование — 7 часов
  • Базы данных — 9 часов
  • Создание веб-сайтов — 9 часов
  • Графика и анимация — 9 часов
  • Трёхмерная графика — 8 часов
  • Повторение — 19 часов

ИНФОРМАТИКА И ИКТ (базовый уровень)

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы по информатике и ИКТ  И.Г. Семакина, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
  • 11 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛИ:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
  • формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.
  • Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
  • Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества.
  • Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
  • Готовность и способность к самостоятельной информационно — познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
  • Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
  • Сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче.
  • Систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы.
  • Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
  • Сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии операционная система и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений.
  • Сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ, понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
  • Владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.
  • Сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса).
  • Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
  • Овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки.
  • Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации.
  • Владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции.
  • Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
  • Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ,
  • Владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать:

  • основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса;
  • свойства алгоритма алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
  • базовые принципы организации и функционирования глобальных компьютерных сетей;
  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека;
  • информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы);
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

  1. Введение. Структура информатики (1ч)

Информация  (15часов)

  1. Информация. Представление информации (§ 1–2) (3ч)
  2. Измерение информации (§ 3, 4) (4ч)
  3. Представление чисел в компьютере (§ 5) (4ч)
  4. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§ 6) (4ч)

Информационные процессы – 14 часов

  1. Хранение и передача информации (§ 7, 8) (1ч)
  2. Обработка информации и алгоритмы (§ 9) (2ч)
  3. Автоматическая обработка информации (§ 10) (4ч)
  4. Информационные процессы в компьютере (§ 11) (2ч)
  5. Проект: Выбор конфигурации компьютера (2ч)
  6. Проект: Настройка BIOS (2ч)

Программирование – 35 часов

  1. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§ 12–14) (2 ч)
  2. Программирование линейных алгоритмов (§ 15–17) – (3ч)
  3. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§ 18–20) (4ч)
  4. Программирование циклов (§ 21, 22) (5ч)
  5. Подпрограммы (§ 23) (3ч)
  6. Работа с массивами (§ 24, 26) (7ч)
  7. Организация ввода-вывода с использованием файлов (§ 25) – (3ч)
  8. Работа с символьной информацией (§ 27, 28) (4ч)
  9. Комбинированный тип данных (§ 29) (4ч)

Повторение (4ч)

11 класс

  1. Информационные системы и базы данных (10 часов)
  2. Интернет (10 часов)
  3. Информационное моделирование — 12 часов
  4. Социальная информация (2 часа)

 ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.