Геометрия — аннотация к рабочим программам (базовый уровень)

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы  Геометрия. Сборник рабочих программ. 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни: учебное пособие для учителей общеобразовательных. организаций / сост. Т. А. Бурмистрова. — М.: Просвещение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

Л.С.Атанасян,  В. Ф. Бутусов,. Геометрия (базовый) 10-11 класс. М. Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год

ЦЕЛИ:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

ЗАДАЧИ:

  • закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
  • сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости;
  • дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре;
  • ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
  • Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
  • Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации.
  • Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
  • Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
    способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
  • Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
  • Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
  • Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
  • Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  • Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
  • Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
  • Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
    распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
    изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур.
  • Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их.
  • В простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
    проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.
  • Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них.
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии.
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
  • Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

  • Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия – 5 ч
  • Параллельность прямых и плоскостей – 20 ч
  • Перпендикулярность прямых и плоскостей – 20 ч
  • Многогранники – 13 ч
  • Векторы в пространстве — 7 ч
  • Заключительное повторение курса геометрии 10 класса – 3 ч

11 класс

  • Метод  координат в пространстве – 15 ч
  • Цилиндр, конус, шар – 17 ч
  • Объемы тел – 23 ч
  • Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации – 13 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Виды контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа, проверочная работа, математический диктант, тестовая работа.
  • Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
  • Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы. Итогом выявления результатов знаний по изученной теме являются – контрольные работы, которые составляется с учетом обязательных результатов обучения.
  • Промежуточный контроль может осуществляться в виде самостоятельных работ, проверочных работ, практических работ, зачётов, тестов, математических диктантов, взаимопроверок.
  • Итоговый контроль осуществляется в виде контрольных работ.