География (базовый уровень) — аннотация к рабочим программам

Программы разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников. Согласно требованиям ФГОС выполнение программы и работа по учебнику позволяют реализовать базовый уровень обучения.  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Бахчиева О.А. География. Экономическая и социальная география мира (базовый уровень). 10, 11 класс М.: ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10-11 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛЬ:

  • формирование у школьников географической культуры и целостного представления о социально-экономиче-ской составляющей географической картины мира.

ЗАДАЧИ:

  • формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного мира, целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, со-циально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важ-нейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • формирование географической культуры и географического мышления учащихся, воспитание чувства патриотизма граж-данина России;
  • освоение учащимися специальных и метапредметных уме-ний, позволяющих самостоятельно добывать информацию гео-графического характера, оценивать и объяснять социально-экономические процессы, происходящие в мире

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • воспитание российской гражданской идентичности, патрио-тизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • формирование гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознанно при-нимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • формирование готовности к служению Отечеству;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практики, ос-нованного на диалоге культур;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самосто-ятельной, творческой и ответственной деятельности; 6формирование толерантного сознания и поведения в поли-культурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • развитие навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • воспитание готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние при-родной и социальной среды.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности,составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 6умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей; 6владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; 6владение навыками познавательной рефлексии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • владение представлениями о современной географической науке,  её  участии  в  решении  важнейших  проблем человечества;
  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,  социально-экономических  и  экологических  процессов  и  проблем;
  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом  пространстве;
  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических  и  экологических  процессах  и явлениях;
  • владение умениями географического анализа и интерпретации  разнообразной  информации;
  • владение  умениями  применять   географические   знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,  адаптации  к  изменению  её условий;
  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах  взаимодействия  природы  и  общества,  о  природных  и  социально-экономических  аспектах  экологических   проблем.

 

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

  • Введение – 1 ч
  • Раздел 1. Общий обзор современного мира (33 ч)
    Тема: «Политическое устройство мира» (3 ч)
    Тема: «Природа и человек в современном мире» (7 ч)
    Тема: «Население мира» (7 ч)
    Тема: «Мировое хозяйство и география основных отраслей» (15 ч)

11 класс

  • Раздел 2. Региональная характеристика мира (31 ч)
    Тема: «Регионы и страны мира» (3 ч)
    Тема: «Зарубежная Европа» (5 ч)
    Тема: «Зарубежная Азия» (6 ч)
    Тема: «Северная Америка» (5 ч)
    Тема: «Латинская Америка» (5 ч)
    Тема: «Австралия и Океания» (6 ч)
    Тема: «Россия в современном мире» (3 ч)
    Повторение  (1ч)

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
  • Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
  • Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках географии. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
  • Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
  • Устный опрос —  это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
  • Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
  • Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как разноуровневые задания.
  • Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.

Для контроля знаний и умений используются следующие формы:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение);
  • письменная проверка знаний; 
  • работа с контурными картами, атласом;
  • итоговый тест, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.