География — аннотация к рабочим программам 8-9 класс

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, авторской программы  по  географии  5-9 классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.- М.: Вентана-Граф

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Летягин А.А./Под редакцией Дронова В.П. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Вентана-Граф
  • Летягин А.А./Под редакцией Дронова В.П. География. Начальный курс. 6 класс. М.: Вентана-Граф
  • Душина И.В., Смоктунович Т.Л./Под ред. Дронова В.П География: География (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. Издательство: Дрофа
  • Пятунин В.Б., Таможняя Е.А./Под ред. Дронова В.П. «География России. Природа. Население. 8 класс». М.: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ

  • Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др. / Под ред. Алексеева А.И. «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: ООО «ДРОФА»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 6 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 8 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 9 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год

 ЦЕЛЬ:

  • развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

ЗАДАЧИ:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
    познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных  умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспитание уважения к Отечеству, к своему краю.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
    обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
     Формирование целостного мировоззрения.
  •  Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
    другому человеку, его мнению.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
    сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
    образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • Формирование основ экологической культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
    из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
    проекта).
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
    Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
    следственных связей.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных).
    Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст).
    Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
    поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
  • Формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.
  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.
  • Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.
  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
    поведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

5 класс

  • Введение. Географическое познание нашей планеты – 3 ч
  • Земля как планета Солнечной системы – 4 ч
  • Геосферы Земли – 25 ч
  • Повторение – 2 ч

6 класс

  • Введение. Географическое познание нашей планеты — 6 ч
  • Изображение земной поверхности – 12 ч
  • Геосферы Земли – 15 ч
  • Повторение – 1ч

7 класс

  • Введение – 3 ч
  • Главные особенности природы — 9 ч
  • Океаны и материки – 52 ч
  • Географическая оболочка – наш дом – 4 ч

8 класс

  • Введение – 1ч
  • Географическое положение и формирование государственной территории России – 14 ч
    Природа России – 38 ч
  • Население России – 10 ч
  • Природный фактор в развитии России – 5 ч

9 класс

  • Введение (1 час)
  • Хозяйство России (20 часов)
  • Районы России (45 часов)
  • Резерв (2 часа)

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
  • Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
  • Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
  • Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках географии. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
  • Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
  • Устный опрос —  это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
  • Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
  • Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как разноуровневые задания.
  • Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.
  • Для контроля знаний и умений используются следующие формы:
    –    фронтальный опрос;
    –    индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение);
    –    письменная проверка знаний;  
    –    работа с контурными картами, атласом;
    –    итоговый тест, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
  • В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.