Технология — аннотация к рабочим программам УМК «Начальная школа 21 века»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования,  авторской программы:  Технология: программа: 1-4 классы / Лутцева Е.А.  — М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа XXI века).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Лутцева Е.А. Технология. 1 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Лутцева Е.А. Технология. 2 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Лутцева Е.А. Технология. 4 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год
  • 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

 ЦЕЛИ:

  • практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка;
    становление социально значимых личностных качеств школьника;
  • формирование системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

ЗАДАЧИ:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой как источника не только сырьевых ресурсов, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам.
  • Проявлять интерес к историческим традициям своего края и России.
  • Испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании.
  • Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.
  • Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско — технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
    Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи).
  • Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
  • Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
  • С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет.
  • Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
  • Преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
  • Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
  • Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
  • Уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Знать характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
  • Узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла.
  • Соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
  • Знать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани).
  • Читать простейший чертеж (эскиз) разверток.
  • Знать простейшие способы достижения прочности конструкций.
  • Уметь конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям.
  • Изменять конструкцию изделия по заданным условиям.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания – 5 ч.
  • Мир человеческих отношений – 3 ч
  • Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания) – 4 ч
  • Технология обработки бумаги — 1 ч
  • Свойства бумаги, способы соединения – 2 ч
  • Инструменты, механизмы, приспособления – 1 ч
  • Основы графической грамоты – 3 ч
  • Разметка деталей (по шаблону, сгибанием) – 7 ч
  • Технология обработки ткани – 7 ч.

2 класс

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции
    Основы культуры труда, самообслуживание  — 8 ч.
  • Технология ручной обработки материалов.
    Элементы графической грамоты — 15 ч.
  • Конструирование и моделирование  — 9 ч.
  • Использование информационных
    технологий (практика работы на компьютере) — 2 ч.

3 класс

  • Информация и ее преобразование – 8 ч
  • Человек – строитель, созидатель, творец – 8 ч
  • Конструирование и моделирование – 10 ч
  • Преобразование энергии сил природы – 8 ч

4 класс

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание — 14 ч
  • Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты — 8 ч
  • Конструирование и моделирование — 5 ч
  • Использование информационных технологий – 7 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства ), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
  • Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
  • Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках технологии. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
  • Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
    Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
  • Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.