Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы: Технология: программа: 1-4 классы / Лутцева Е.А. — М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа XXI века).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Лутцева Е.А. Технология. 1 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Лутцева Е.А. Технология. 2 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Лутцева Е.А. Технология. 4 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год
- 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
- 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
- 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛИ:
- практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка;
становление социально значимых личностных качеств школьника; - формирование системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
ЗАДАЧИ:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой как источника не только сырьевых ресурсов, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
- усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; - использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам.
- Проявлять интерес к историческим традициям своего края и России.
- Испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании.
- Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.
- Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско — технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). - Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
- Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
- С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет.
- Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
- Преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
- Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
- Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
- Уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Знать характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
- Узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла.
- Соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
- Знать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани).
- Читать простейший чертеж (эскиз) разверток.
- Знать простейшие способы достижения прочности конструкций.
- Уметь конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям.
- Изменять конструкцию изделия по заданным условиям.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания – 5 ч.
- Мир человеческих отношений – 3 ч
- Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания) – 4 ч
- Технология обработки бумаги — 1 ч
- Свойства бумаги, способы соединения – 2 ч
- Инструменты, механизмы, приспособления – 1 ч
- Основы графической грамоты – 3 ч
- Разметка деталей (по шаблону, сгибанием) – 7 ч
- Технология обработки ткани – 7 ч.
2 класс
- Общекультурные и общетрудовые компетенции
Основы культуры труда, самообслуживание — 8 ч. - Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты — 15 ч. - Конструирование и моделирование — 9 ч.
- Использование информационных
технологий (практика работы на компьютере) — 2 ч.
3 класс
- Информация и ее преобразование – 8 ч
- Человек – строитель, созидатель, творец – 8 ч
- Конструирование и моделирование – 10 ч
- Преобразование энергии сил природы – 8 ч
4 класс
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание — 14 ч
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты — 8 ч
- Конструирование и моделирование — 5 ч
- Использование информационных технологий – 7 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства ), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
- Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
- Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках технологии. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
- Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
- Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации. - Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.